Май 2015 года «поставил крест на оптимистических представлениях о ходе кризиса» в России. Об этом говорится в аналитическом обзоре «Комментарии о государстве и бизнесе» (КГБ) за период с 16 мая по 1 июня, поступившем в Slon из Центра развития Высшей школы экономики (ВШЭ).

Аналитики отметили, что кризис распространился на промышленный сектор, а стабилизация экономического положения, отмечавшаяся в феврале–марте, оказалась обманчивой. В апреле текущего года в стране резко сократилось промышленное производство – по оценкам Росстата, на 4,5% в годовом выражении.

«Стало очевидно, что, несмотря на заверения официальных представителей власти об успешной адаптации экономики к новым условиям, кризис вовсе не завершен – он продолжает усиливаться», – отмечается в КГБ.

При этом сводный опережающий индекс, рассчитывающийся Центром развития, в мае снизился до минимума за шесть лет (до этого показатель несколько месяцев был отрицательным). По мнению экономистов, это позволяет предположить, что «дно нынешнего экономического спада еще не достигнуто».

Аналогичной точки зрения придерживается бывший министр финансов РФ Алексей Кудрин: 1 июня он заявил, что острая фаза кризиса в экономике страны – впереди. Он отметил, что за 2015 год спад ВВП может составить около 4%, то есть почти в два раза больше, чем ожидают в Минэкономразвития.

В конце мая глава Сбербанка Герман Греф заявил, что, на его взгляд, острая фаза кризиса в российской экономике завершилась. До этого вице-премьер Игорь Шувалов заявлял, что экономика страны больше не находится в кризисном состоянии, а в марте министр финансов Антон Силуанов заявлял, что «пик негатива [в экономической ситуации] пройден».