Изображение: Apple
В Сан-Франциско открылась ежегодная конференция Apple для разработчиков WWDC. Помимо традиционных обновлений операционных систем iOS и Mac OS X, в ходе презентации компания анонсировала свой новый музыкальный сервис Music. Приложение будет стриминговым, то есть позволит слушать музыку из каталога iTunes онлайн, не скачивая ее. Пользователи в ста странах мира смогут попробовать Apple Music начиная с 30 июня.
В ожидании запуска Slon попытался разобраться, зачем корпорации понадобилось радикально менять модель работы своего музыкального бизнеса.
Насколько успешен музыкальный раздел iTunes сейчас?
Интернет-магазин iTunes Music Store был запущен Apple в апреле 2003 года. По словам основателя компании Стива Джобса, сервис должен был решить две основные проблемы: дать пользователям удобный и доступный способ покупать музыку в Сети и победить индустрию пиратства. Если успешность выполнения второй задачи оценить трудно, то с первой iTunes безусловно справился.
За несколько лет магазин, в котором отдельные треки можно было скачать по 99 центов, стал самым распространенным способом приобретения аудиозаписей. В 2010 году, когда его доля на американском рынке достигла пика, на iTunes приходилось 69% всей проданной в стране онлайн музыки. По данным издания Asymco, доля магазина на глобальном рынке вполне сопоставима с этим показателем – к 2013 году Apple контролировала около 60% мировых продаж цифровой музыки.
Сколько денег он приносит Apple?
Музыкальный раздел iTunes создал для технологической корпорации многомиллиардный бизнес-сегмент. В квартальных отчетах Apple его прибыль традиционно занимает четвертую строку. Больше IT-гиганту приносят только продажи iPhone, iPad и Mac.
Статистика компании учитывает доходы от скачивания музыки совокупно с доходами от продаж в видеоразделе и магазине мобильных приложений App Store, но и без них цифры сервиса выглядят внушительно. В общем выражении это немногим более $4 млрд ежегодно. Правда, самой Apple достается меньшая часть этой суммы – более $3 млрд уходят на выплаты лейблам, предоставившим права на распространение аудиозаписей.
Общий мировой рынок цифровой музыки оценивается в $7 млрд (с 2009 года этот показатель держится примерно на одном уровне).
Почему iTunes в его сегодняшнем виде обречен?
Несмотря на то что iTunes остается прибыльным, с 2013 года ситуация начала развиваться по неблагоприятному для Apple сценарию. Продажи музыки в магазине уменьшаются второй год подряд. В 2013 году падение было практически незаметным. В 2014-м составило, по информации The Wall Street Journal, уже около 13–14%.