REUTERS / Francois Lenoir
В эти дни всем нам надо бы внимательнее следить за тем, что происходит в турецкой внутренней политике. И вовсе не потому, что у нас общие интересы в газовой сфере или борьбе против ИГИЛа. Как раз в эти дни в Турции происходит очень интересный эксперимент, удивительная проекция нашей политической системы, только более прямая и честная и, возможно, с опережением на несколько лет. Под неожиданным ударом оказалась неоимперская идеология – основа нынешнего правящего режима, много лет объединявшая электорат вокруг чувства национальной гордости, ностальгии по былому всемирному величию и фигуры лидера, который может возродить империю из пепла.
Напомню, что турецкая правящая партия неделю назад не слишком удачно выступила на парламентских выборах – потеряла абсолютное большинство, набрав только 41% голосов. Почему это было важно – новый парламент должен был завершить операцию по сохранению нынешнего турецкого лидера у власти: Реджеп Эрдоган, 12 лет занимавший должность премьера, по истечении разрешенного Конституцией количества сроков решил пересесть в кресло президента и сохранить все прежние полномочия. Турция – парламентская республика, поэтому полномочий у премьера намного больше, чем у президента. Однако новый состав парламента должен был эту проблему решить, завершив превращение Турции из парламентской республики в президентскую. Другими словами, для партии 41% – неплохой результат, но для Эрдогана – провал всего его замысла.
Уже в эти выходные Эрдоган заявил, что если партии не смогут сформировать правительственную коалицию, то он распустит парламент.
Идеология неоосманизма очень похожа на володинскую – то есть на идеологию третьего срока Путина
Но важность происходящего вовсе не в политическом будущем Эрдогана. А в том, что проиграла его идеология, которая много лет казалась абсолютно бесспорной, безошибочной и чья популярность в Турции не подвергалась сомнению.
Правящая в Турции партия справедливости и развития (ПСР) – это вовсе не «Единая Россия», которую скрепляет только желание членов партии принадлежать к чиновничьему классу. У ПСР есть очень любопытная идеология, которая называется неоосманизм. Ее изобретатель, в прошлом университетский профессор Ахмед Давутоглу, и является лидером партии и нынешним турецким премьер-министром. Странная для нас транспарентность – это как если бы у нас партию власти на выборах возглавлял ее идеолог Вячеслав Володин.
Идеология неоосманизма очень похожа на володинскую – то есть на идеологию третьего срока Путина. При этом никаких сомнений в том, что первично, не возникает – Турция играет в «духовные скрепы» с середины нулевых, мы в этом смысле идем по проторенной дорожке.