Getty Images / Bloomberg
Один из крупнейших китайских интернет-ритейлеров — JD.com — c сегодняшнего дня начал продажи в России. Русскоязычная версия официального сайта компании уже предлагает первым покупателям скидки, специальные предложения и бесплатную доставку. Slon объясняет, как будет строиться работа магазина на новом для него рынке и как его российская стратегия вписывается в планы по международной экспансии.
Что такое JD.com?
JD.com — это китайский интернет-магазин, позволяющий покупать онлайн десятки категорий различных товаров. В каталоге сайта разделы с электроникой и бытовой техникой соседствуют с одеждой, обувью, товарами для сада, аксессуарами и игрушками.
Внешне ресурс напоминает нечто среднее между онлайн-аукционом eBay, китайским ритейлером AliExpress, принадлежащим главному конкуренту JD.com компании Alibaba, и привычными интернет-магазинами российских брендов. Пользователь выбирает товар, добавляет его в корзину, оплачивает заказ банковской картой и дожидается доставки — ничего радикально нового или необычного.
В то же время в отличие от конкурентов из AliExpress ресурс не выступает агрегатором различных поставщиков и их продуктов. JD.com представляет собой классический интернет-магазин со своими центрами реализации, складами, пунктами доставки и выдачи. По данным «Ведомостей», в конце марта 2015 года только в Китае таких точек выдачи насчитывалось более трех с половиной тысяч.
Почему об этом сайте мало кто слышал?
Во-первых, магазин родом из Китая и до России добирался долго. Сама компания, которой принадлежит ресурс, существует с 1998 года. С тех пор она успела закрыться, снова открыться, сменить специализацию и уйти от прямых продаж в интернет-торговлю. Баннер на главной странице JD.com сообщает о скидках «в честь 12-го дня рождения», но по сути история JD.com как международного бренда началась всего несколько лет назад.
Во-вторых, утверждать, что о магазине в России никто не знал, не совсем правильно. Инвестор Алишер Усманов через свой фонд DST Global купил долю в JD.com еще в 2011 году, когда сайт располагался на старом домене 360buy.com, а его руководство только готовилось к первичному размещению ценных бумаг на биржах. Ради инвестиций в интернет-рынок Китая Усманов продал свои акции Apple и Facebook.
Уже тогда онлайн-ритейлер имел выручку $16 млрд и общую оценку капитализации более $20 млрд. В мае 2014-го JD.com вышел на IPO, привлек инвестиций на $1,78 млрд и получил оценку в $29 млрд. Сейчас акции компании торгуются на американских рынках в цене около $36 за штуку, а общая стоимость бренда возросла до $52 млрд.