IMF Internationale Medien und Film C2 Pictures
Рабочий завода Volkswagen в Германии погиб после того, как вышедшая из-под контроля роботизированная установка ударила его в грудь и придавила к металлической пластине. Случившееся тут же интерпретировали с двух крайних позиций. Алармисты увидели в этом начало восстания машин (курьезный контекст в том, что особенно популярной новость стала после твита журналистки Financial Times Сары О'Коннор, как раз накануне премьеры нового «Терминатора»).
Скептики посчитали, что к робототехнике механическая рука на конвейере не имеет никакого отношения: с тем же успехом восстание машин на современном заводе можно объяснить любую производственную травму, связанную со сбоем в оборудовании.
И те и другие не совсем правы. Случай в Германии – не из ряда вон выходящая история, но и не рядовой случай. Произошел он именно в тот момент, когда профессиональное сообщество во всем мире пытается определить правовые нормы развития робототехники и юридические законы, по которым роботы и роботизированные механизмы будут сосуществовать с людьми – на производствах, в офисах, на дорогах, квартирах и домах.
Почему это не восстание машин?
Конвейерное производство Volkswagen – одно из самых современных в мире. Автоматизированные процессы, в которых человек принимает участие только на уровне отладки, запуска, контроля и сервиса, занимают больше 70% производственного цикла.
Механизм, убивший 21-летнего рабочего, относится к категории полуавтономных и цикличных:он по четко заданному циклу с помощью гибкой конечности и магнитов берет металлическую пластину – будущую деталь с конвейера, сгибает ее под нужным градусом с помощью другой конечности и отправляет дальше на обработку и сборку. Преимущество таких автоматов в том, что они легко настраиваются на любую последовательность действий и могут, следовательно, использоваться для производства разных моделей.
Из сообщений немецких СМИ удалось восстановить последовательность событий. Рабочий настраивал робота, находясь в специальной клетке за пределами конвейерного производства. После тестового запуска машина начала совершать незапрограммированные, произвольные и хаотичные действия: грубо говоря, стала хватать любые объекты, находящиеся внутри защищенного помещения. Таким невольным объектом стал и сам рабочий – пытаясь схватить человека, рука сильно ударила его в грудь, а следующим действием с силой приложила его к металлической пластине. Важно, что при этом снаружи установки находился еще один сотрудник завода: он должен был экстренно отключить систему, но пульт управления по каким-то причинам не сработал. Инцидент еще будут расследовать. Но предварительные выводы делать уже можно.
Речь, скорее всего, идет о «неисправности оборудования, что привело к несанкционированному старту работы системы в неподготовленном для производственного процесса помещении». По крайней мере, именно так чаще всего классифицируются истории, связанные с гибкими роботизированными механизмами в Европе и США.
Ключевые параметры здесь: наличие людей, запускающих машину, и использование машины за пределами конвейера. Последний пункт чаще всего самый важный: датчики случайно запущенных машин начинают искать запрограммированные объекты и не находят их, что уже не раз приводило к аппаратным сбоям.
Важно, что в таких случаях рядом с механизмом находятся люди, способные контролировать машину и выключать ее. Так и произошло на Volkswagen, только поздно. Почему – уже вопрос к технике безопасности. Так или иначе, здесь не было признаков автономного неподконтрольного действия, это была поломка, в той же степени опасная, как и, например, отказ тормозов у автомобиля.
Первый случай убийства человека конвейерным роботом был зафиксирован еще в 1979 году на заводе автопроизводителя Ford. С тех пор только в Германии больше ста рабочих получили серьезные травмы при использовании конвейерного оборудования.