Фундаментальные системы анализа

Преступник расстрелял жертву прямо в квартире, хладнокровно собрал гильзы и скрылся. Как определить тип оружия? Любой криминалист скажет, что нужно тщательнее искать — на практике был случай, когда одна из гильз залетела в плафон люстры, что и помогло выйти на след убийцы.

Эту историю рассказывает не следователь, а основатель стартапа FSA 3D Investigation (ООО «Фундаментальные системы анализа») из Астрахани Фархад Ашимов.

«Нам и в голову не пришло добавить в одной из первых моделей потолок», — вспоминает он. Модель — это софт для визуализации места преступления, которым пользуются следователи Следственного комитета РФ. Потолок, люстры и многие другие детали добавлялись постепенно по просьбе заказчика — клиент специфический, но все-таки клиент. Программным обеспечением Ашимова и его партнера по бизнесу Антона Козлова пользуются теперь все региональные учреждения СК и несколько профильных вузов. Но планы у предпринимателей распространяются далеко за пределы криминалистики.

Антон Козлов и Фархад Ашимов

Программы вместо кетчупа

Тренажер «Виртуальный осмотр места происшествия» работает так. Преподаватель создает 3D-модель сцены преступления: он может выбрать тип квартиры определенной планировки, расположить мебель, положить в определенном месте и в определенной позе труп, разбрызгать кровь и разбросать предметы, которые могут служить уликами. Каждый из объектов и следов можно разместить в любой плоскости и крутить их как угодно — например, капли крови можно оставить не только на полу, но и на стене, а пистолет может оказаться не только на поверхности стола, но и под диваном. Можно устроить беспорядок, разбросав вещи по полу, спрятав в них улики — вроде забытой преступником перчатки или гильзы. К тому же к предметам можно привязать подсказки — например, указание на главу из учебника. В комментарии можно вшить не только текст, но и аудио и видео. Чтобы собирать улики, студенты пользуются приложенными инструментами: виртуальными дактилоскопическими кистями, тампонами для сбора крови и гипсом для снятия отпечатков обуви. Потом сцену можно проиграть в классе — продемонстрировать аудитории, как правильно провести осмотр, или оставить учеников с заданием один на один, чтобы разбирались сами.

Другой тренажер от FSA 3D Investigation позволяет проводить виртуальные обыски. В нем все то же самое, только есть специальные инструменты осмотра: например, выбрав металлодетектор, можно искать тайники, а георадар поможет обнаружить зарытые предметы или скрытые полости, где может быть взрывчатка или наркотики.

В двух этих программах — 12 локаций и более 20 сцен (потому что, например, в локации «вокзал» могут быть сцены: «вокзал», «подземный переход», «ж/д пути»), более пятисот объектов в девяти категориях.

За один компьютер с комплексом «Виртуальный осмотр места происшествия» («Редактор» для моделирования сцен и «Ученик» для обучения), клиент платит 35 тысяч рублей. За каждый новый год обновлений нужно доплатить еще 17,5 тысячи. Столько же стоит «Виртуальный обыск». FSA 3D Investigation уже поставила учебные симуляторы обоих типов во все региональные управления Следственного комитета — их более сотни, в каждом оснащены от 1–2 до 10–15 компьютеров. ПО покупают и структуры МВД (у министерства есть свой штат следователей) и Генпрокуратуры, а также более 35 вузов, включая МГУ имени М.В. Ломоносова и Московский университет МВД РФ.

Фархад Ашимов:

«Один вуз купил у нас программы на несколько компьютеров, но эти компьютеры были слишком старые — на первых порах пришлось установить ПО на ноутбук преподавателя. Он потом звонил нам и рассказывал, что теперь у него стопроцентная посещаемость на лекциях, а однажды он не принес ноутбук и провел обычную лекцию, так ему перед следующим занятием звонил староста группы — напоминал захватить компьютер с тренажером».

Скриншот тренажера «Виртуальный осмотр места происшествия»

Без аналогов в мировой криминалистике

Фархад Ашимов и Антон Козлов, сооснователи FSA 3D investigation, никогда не думали, что будут работать с правоохранительными органами.