Getty Images

Сервис заказа такси Uber воюет с традиционными таксопарками по всему миру, его запрещают во Франции, оно готовится к IPO и планирует вложить $1 млрд в китайский рынок, а общая сумма привлеченных сервисом инвестиций уже достигла $10 млрд (при стоимости $50 млрд). Один из основателей компании, Тревис Каланик, заявил 7 июля, что готов купить у Tesla пятьсот тысяч автопилотируемых автомобилей, чтобы создать настоящее такси будущего.

Slon поговорил с ведущим автомобильным аналитиком Morgan Stanley Адамом Джонасом, в последнее время внимательно следящим за новым рынком, и попытался разобраться, что стоит за шумом вокруг Uber.

Адам Джонас

REUTERS / Joe Wilssens

– В случае с Uber часто говорят о революции – если не случившейся, то будущей. Действительно ли сервис и его аналоги уже кардинально изменили глобальный рынок такси?

– Рынок такси вообще один из самых сложных для оценки. В разных странах его активно работающие сегменты часто располагаются в сером или вовсе нелегальном статусе. Важный городской сервис, элемент транспортной инфраструктуры в результате оказывается вне рыночных радаров. Городские рынки удобно оценивать по налоговой отчетности, но в случае с некоторыми популярными службами такси и сервисами ее просто нет. Или компании, как та же Uber, меняя правила игры, оказываются вне правового и финансового регулирования в разных странах – опять же целый сегмент выпадает из нашего поля зрения. Поэтому комплексных оценок мирового рынка такси нет и в ближайшие годы не появится.

Таксомоторный бизнес больно ударили, он ответил, но это пока только начало драки. И я не могу сказать, что ее исход уже предрешен

Можно лишь примерно сравнивать объемы традиционного таксомоторного бизнеса со счетчиками и сегмент такси, который можно определить как «3.0»: с мобильным приложением, объединяющим частных таксистов, и возможностью оплаты кредитной картой. Традиционные службы тоже обзаводятся мобильными приложениями, но для них это лишь вспомогательный инструмент.

В сегменте «3.0» уже есть около десяти крупных компаний и около ста средних и малых сервисов. Они заметны, с ними связан определенный шум, который в случае с Uber стал совсем громким. Но с рыночной точки зрения у этого сегмента в глобальных масштабах все еще не более 20%. Это очень динамичная, перспективная, но пока маргинальная ниша на рынке таксомоторных перевозок. Революции я пока не вижу.

– Если судить по реакции властей и традиционных таксистов в разных городах мира, назвать ее маргинальной сложно. Это единичные случаи?

– Мы же говорили о глобальной ситуации. «Такси 3.0» – это рынок мегаполисов, причем далеко неоднородный. Скажем, в Сан-Франциско, где основана Uber, этот сегмент с точки зрения спроса безоговорочно победил. В Нью-Йорке, несмотря на весь хайп, больше половины рынка все еще держат традиционные службы, и при правильно выбранной стратегии у них есть все шансы сохранить позиции. Похожая ситуация в Лондоне и Берлине, в ряде азиатских мегаполисов.

Там, где есть исторически обусловленные факторы, культурные факторы, там, где в развитии такси принимают участие муниципалитеты, мобильным такси тяжело продолжать экспансию до победного конца. Uber может полгода катать лондонцев бесплатно и стать самой популярной службой в столице Британии, но официальные кебы никуда не исчезнут. Кеб – это культурный код, а Uber – это программный код. Они пока находятся в параллельных реальностях. При этом их силы равны. Но рано или поздно реальность кеба пересечется с реальностью Uber.

– При этом складывается впечатление, что реальность Uber готова снести все на своем пути, а традиционные таксомоторные парки остались где-то в прошлом веке.

– Преждевременный вывод. Мы наблюдаем эффект первой волны. У компании грамотный маркетинг и щедрая ценовая политика. Сервис развивается по классическим принципам успешного мобильного приложения: три года становления (сервис основан в 2009 году. – Slon), два года размеренного роста, два года бума, поддержанного высокой оценкой со стороны инвесторов и, соответственно, щедрыми финансовыми вливаниями. Они, как и другие похожие сервисы (например, Lyft или Gett), классные, модные, попали в мобильный тренд, их упаковка соответствует представлениям о прекрасном у молодой интернет-аудитории.

Это, конечно, прорыв, который традиционные службы тут же ощутили. Где-то на «такси 3.0» стало реагировать государство, где-то загудели сами консервативные поставщики услуги, но это именно реакция на первую волну. Таксомоторный бизнес больно ударили, он ответил, но это пока только начало драки. И я не могу сказать, что ее исход уже предрешен.

– Глава Uber Тревис Каланик считает, что традиционный рынок такси уже не способен к переменам, это очень зарегулированная, консервативная и коррупционная система, которую могут изменить только кардинальные технологические инновации. Как вам кажется, могут ли таксомоторные компании стать как Uber?