Тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76.

Тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76.

РИА Новости / Владимир Песня

В минувший четверг стало известно о результатах расследования, проведенного по факту нарушения 26 июня самолетом российских ВВС воздушной границы с Финляндией. Экипаж Ил-76 предупредили о вторжении в воздушное пространство другого государства, но реакции не последовало, утверждают финские пограничники. Специально уточняется, что оправданием уверенному движению военно-транспортного самолета на запад нельзя считать погодные условия – небо было ясным. Проще говоря, пилоты не могли заблудиться, подобно российским десантникам на Украине. На следующий день, в пятницу, другой российский военный самолет пересек границу с Эстонией в районе острова Вайндлоо, следует из заявления Главного штаба обороны республики. Это лишь самые свежие – и явно не последние – примеры в длинном перечне подобных инцидентов с участием российских военных. В чем их стратегический смысл?

Как часто иностранцы жалуются на российские ВВС?

С весны 2014 года такое происходит с возрастающей частотой. По подсчетам НАТО, приведенным генсеком Йенсом Столтенбергом в интервью британской The Telegraph, воздушным силам альянса приходилось перехватывать российские военные самолеты сто раз в 2014 году, или более чем втрое чаще, чем годом ранее.

Насколько значительны инциденты?

Большая их часть не несет серьезных рисков, но есть и такие, которые западные эксперты считают хождением по лезвию ножа. Британский неправительственный исследовательский центр European Leadership Network (ELN) в своем докладе «Dangerous Brinkmanship: Close Military Encounters Between Russia and the West in 2014» взялся проанализировать 39 инцидентов с участием российских военных (преимущественно в воздухе) с марта по ноябрь прошлого года.

В ELN различают три категории ситуаций.

К наименее взрывоопасным (Near Routine Incidents) эксперты центра отнесли 25 инцидентов. Например, полеты российских истребителей у берегов Аляски, по словам американских чиновников, происходят раз десять в году, но даже не все из них удостаиваются строчки в лентах информагентств. В некотором роде рутинными стали короткие полеты над Прибалтикой – зачастую те длятся менее минуты. Появление российской боевой авиации вынудило натовские самолеты совершить 68 экстренных вылетов к границам Литвы в период с марта по сентябрь 2014 года, а Латвия за то же время насчитала 150 таких случаев.

Вторая разновидность более серьезна (Serious Incidents with Escalation Risk), к ней относится 11 эпизодов. Двенадцатого апреля 2014 российский истребитель, не имевший оружия, сделал дюжину проходов над кораблем американских ВВС в Черном море. «Такое агрессивное поведение, продемонстрируй его вооруженный самолет, могло привести к решению капитана судна атаковать его в порядке самообороны», – отмечают эксперты центра, повторяя мнение Пентагона, назвавшего действия российских пилотов «провокационными».

Наконец, инциденты третьей, самой опасной категории (High Risk Incidents) случались трижды за исследуемый период.