REUTERS / Kacper Pempel
В США вышло второе издание книги экономиста и социального философа Джереми Рифкина «The Zero Marginal Cost Society». Автор интеллектуального бестселлера «Третья промышленная революция» в новой работе, впервые опубликованной в прошлом году, снова предрекает трансформацию капитализма, особое внимание уделяя связке экологии и технологий.
По давнему прогнозу Рифкина, к концу этого века на смену традиционным экономическим моделям придет новый мир, подключенный к единой интернет-системе, основанный на принципах сотрудничества и существующий за счет возобновляемых источников энергии. Сотрудничество станет важнее конкуренции. Компании начнут оптимизировать производство и внедрять новые технологические системы, которые позволят максимально уменьшить затраты на выпуск одного экземпляра продукции. Это приведет к снижению предельных издержек почти до нуля. В результате в будущем многие товары станут почти бесплатными, появится новая экономическая модель Collaborative Commons.
В новой книге Рифкин описывает основу этой модели – технологии, способные одновременно и производить, и сохранять «экологию жизни и общества».
Slon выделил главные прогнозы экономиста.
Getty Imags / Ullstein Bild
Интернет сердца, интернет легких, интернет мозга
Рифкин считает, что наступающий мир интернета вещей – лишь первый и не самый значительный этап строительства глобальной системы обмена информацией между человеком, государством и инфраструктурой. Сами по себе подключенные к Сети предметы и гаджеты дают ограниченный эффект, незначительно улучшая качество жизни человека.
Настоящий прорыв случится, когда «интернет всего» начнет улучшать здоровье общества. Датчики и интернет-системы опутают не только предметы, но и тело человека. Данные о работе человеческого сердца будут в режиме реального времени поступать в медицинские базы данных; датчики, анализирующие легкие граждан, передадут ценную информацию экологическим службам, а сеть из сотен миллионов нейроимплантов сформирует глобальный коллективный разум, который поможет поисковым сервисам еще быстрее отвечать на любые вопросы.
Интернет сердца, интернет легких и интернет мозга благодаря бесценной информации способны наконец-то превратить человека в конструктивное звено мировой экологии, улучшающего ее, а не вредящего ей.
«Более эффективное и продуктивное использование меньшего количества ресурсов Земли и осуществление перехода от углеводородного топлива к возобновляемым источникам энергии являются определяющими чертами зарождающейся экономической парадигмы. В новой эре каждый из нас станет одним из узлов в нервной системе биосферы».
Цивилизация эмпатии
Рифкин предрекает, что технологии рано или поздно начнут разрушать социальные и национальные институты – появится цивилизация эмпатии, границы начнут размываться. Если мы проделали путь от эмпатии, основанной на кровных связях, к основанной на религиозных, а затем – национальных связях, почему мы должны останавливаться на этом? Ученый уверен, что развивающаяся способность к эмпатии благодаря нынешним технологиям позволит нам в какой-то момент соотнести себя со всей человеческой расой, а возможно, и вообще с биосферой.
«Мы сейчас обладаем инструментами, которые могут позволить нам расширить эту огромную нервную систему и осознать мир как большую семью. Когда случилось землетрясение в Гаити, в течение часа об этом были написаны сотни сообщений в твиттере, через два часа – загружены видео на YouTube, и уже через три часа за Гаити переживал весь мир. Если бы мы были такими, какими нас мыслили философы Просвещения – интересующимися только собой материалистами в поисках удовольствия, такая мощная реакция на события в Гаити вряд ли была бы возможна.
Суть в том, что нам необходимо осознать человеческую расу как одну большую семью, расширить свои представления об идентификации. Мы не теряем при этом своей национальной принадлежности или религиозных связей, не теряем и ближайших кровных связей. Но мы расширяем свое представление о человечестве до понимания его как целой огромной семьи соплеменников, попутчиков в огромном путешествии, а остальные виды – как часть нашей биологической семьи, а биосферу – как часть общего с нами процесса эволюции. Мы должны переосмыслить устремления человечества, переосмыслить весь наш нарратив».