Житель Северной Кореи смотрит на карту Кореи без границ.

Житель Северной Кореи смотрит на карту Кореи без границ.

Getty Images / Eric Lafforgue

В современном мире есть много территориальных споров. Китай претендует на Тайвань, Япония – на Южные Курилы, Молдавия – на Приднестровье, Габон – на остров Кориско, и т.д. Список можно продолжать очень долго.

Как правило, страна-претендент объявляет о создании на заявленной территории одной или нескольких административно-территориальных единиц. Например, в состав КНР формально входит провинция Тайвань, а в Японии есть уезды Кунасири, Сикотан, Сибэторо, Сяна и Эторофу, формально расположенные на Южных Курилах. В некоторых случаях государство-претендент создает своего рода «правительство в изгнании», которое должно – символически – «управлять» заявленными территориями страны. Так, при правительстве Грузии существует правительство Автономной Республики Абхазия, которое с точки зрения официального Тбилиси является легитимной властью в Абхазии.

Есть такая организация и в Южной Корее. Она называется Управление пяти северных провинций и, как несложно догадаться, считается легитимным правительством Кореи Северной.

История одной синекуры

Карта северных провинций

wikipedia.org

Почему северных провинций пять, хотя в самой КНДР их девять? Причина проста: «пять провинций» отражают административно-территориальное деление северной части Кореи на 1945 год. Южная Корея не признает Северную (обратное тоже верно), поэтому официально все постановления северокорейского правительства считаются на Юге недействительными и с точки зрения Сеула провинций там по-прежнему пять: Северная и Южная Пхёнан, Северная и Южная Хамгён и Хванхэ. Строго говоря, на Севере осталась еще половина провинции Канвон и небольшая часть провинции Кёнги, но Управление пяти северных провинций звучит красиво, и решили оставить так.

Само управление было создано в 1949 году, за год до начала Корейской войны. Тогда же сеульское правительство назначило пять первых губернаторов. Через год с небольшим, в ходе контрнаступления войск ООН во время войны, почти вся территория Северной Кореи оказалась под контролем Юга, но приступить к своим обязанностям губернаторы не смогли: на всех северных территориях действовал режим прямого военного правления.