Леопольд II (слева) на прогулке.

Леопольд II (слева) на прогулке.

Gesellschaft / Getty Images

События в Африке обычно проходят мимо внимания мировой прессы. Африканская история тоже не вызывает у многих особого интереса. Мы все знаем про Холокост или геноцид армян, но многие ли знают об ужасах, которые недавно – всего сто с небольшим лет – происходили на африканской земле?

В начале XX века войска Германской империи под командованием генерала Лотара фон Трота провели геноцид племен гереро и нама в Южной Африке. Генерал лично подписал указ, согласно которому ни один гереро на земле Германской Юго-Западной Африки не должен был остаться в живых. Жертвам Холокоста поставлены тысячи памятников – а кто помнит о гереро?

Другой, более современный пример. Про геноцид в Руанде слышали многие. Но многие ли могут сказать, не подглядев в энциклопедию, хуту ли убивали тутси или наоборот? Между тем вопрос «немцы убивали евреев или евреи немцев?» уже сам по себе выглядит кощунством.

Поэтому неудивительно, что самый страшный режим в африканской истории – Свободное государство Конго – тоже остался практически забыт.

Рождение режима

Вторая половина XIX века была эпохой активной конкуренции европейских держав за колониальные владения в Африке. Колонизован был почти весь континент, только Либерия и Эфиопия были единственными африканскими странами, так и не ставшими колониями.

Каждая страна стремилась колонизовать как можно большую территорию, и для того, чтобы формализовать этот процесс и избежать войн и стычек, в 1884 году в Берлине была созвана международная конференция. Одним из ее важных участников было Общество Конго, созданное под негласным патронажем бельгийского монарха Леопольда II. Леопольд спонсировал исследователей Конго, включая самого известного – Генри Стэнли, и на конференции Общество Конго заявило о своих притязаниях.

Конференция приняла решение заявку удовлетворить. Конго стало собственностью Общества Конго, и таким образом – личным владением Леопольда II. Это был уникальный случай – колония, которой управляло не государство, а один человек.

Король Леопольд и его страна-концлагерь

Заполучив Конго, Леопольд II был полностью свободен в своих действиях. Его не ограничивал никто – ни бельгийское государство, ни международное сообщество. Судьба конголезцев была полностью в его руках, и то, как он ею распорядился, заставляет задуматься о самых черных сторонах человеческой души.

Леопольд превратил свое владение в гигантский трудовой лагерь. Все население было обязано работать на короля – в основном на каучуковых плантациях. «Все» в данном случае включает маленьких детей. Когда конголезец недовыполнял норму, надсмотрщик должен был отрезать ему кисть руки, даже если работником был шестилетний ребенок. Для того чтобы держать население в повиновении, Леопольд организовывал карательные походы на деревни, устраивая публичные казни непокорных: людей вешали, распинали на крестах, связывали и оставляли умирать на солнцепеке. В отличие от колониальных держав Леопольд не сделал ничего для развития образования или медицины в Конго. Конго приносило королю огромный доход, а то, сколько людей при этом умирало или было изувечено, его величество не заботило ни в малейшей степени.

Жертвы правления Леопольда II в Конго

Масштаб трагедии был поистине колоссальный. Количество погибших в Конго исчислялось примерно десятью миллионами, то есть примерно каждый второй конголезец умер под игом. С учетом того, что даже такие трагедии, как сталинский Большой террор или голод 1990-х годов в Северной Корее, оказали сравнительно небольшое влияние на общую демографическую картину, произошедшее в Конго было совершенно за гранью добра и зла.