Алиса Чумаченко.

Алиса Чумаченко.

Фото: Артур Бондарь

Алиса Чумаченко, основатель Game Insight, перевезла в прошлом году свою компанию из Москвы в Вильнюс, столицу Литвы, а еще спустя несколько месяцев ушла с поста гендиректора.

Обе новости долго обсуждали на IT-рынке. Все-таки Game Insight – один из крупнейших разработчиков компьютерных игр родом из России: компания выпустила, начиная с 2010 года, более 45 игр для мобильных телефонов и социальных сетей, 900 ее сотрудников разбросаны по всему миру, оборот оценивался Forbes в $110 млн (2013). А сама Чумаченко – яркий пример CEO и основателя компании нового поколения.

Чумаченко рассказала Slon Magazine, что, отойдя от управления компанией, посвятила несколько месяцев поиску новых идей и в итоге решила заняться тем, что сейчас называют модным словом «мейкерство» – в современных городах поднялась волна интереса к производству, созданию материальных вещей: от ювелирных изделий и мебели до собранных самостоятельно гаджетов, роботов и других механических устройств. Чумаченко сняла помещение в Вильнюсе, купила на €200 тысяч оборудование – 3D-принтеры, станки для обработки металла и лазерной резки, все, что нужно для сборки компьютерных плат, назвала новое место Green Garage и приглашает теперь всех «мейкеров» стать пользователями.

Можно ли окупить проект, продавая инженерам-любителям и основателям технологических стартапов недорогой абонемент за доступ к оборудованию? Чумаченко и сама не вполне уверена в этом. Но она точно знает, что популярность «мейкерства» будет расти и что нужно, пока не поздно, успеть поучаствовать в этом набирающем силу движении.

– О вашем уходе из Game Insight известно не так много. Как вы решились покинуть компанию?

– У каждого родителя наступает такой момент, когда он понимает: ребенок повзрослел, нужно его отпустить. Так и в бизнесе: рано или поздно интересы компании перестают совпадать с интересами основателей, вырастивших ее. Для меня и Game Insight такой момент наступил. Я поняла, что в своей роли уже была недостаточно полезной. И пожалуй, я такой человек, который больше любит начинать, чем продолжать – управлять такой машиной стало тяжело, все это понимали, и я это чувствовала. Ушла по своему желанию и ни секунды не жалею о своем решении: за это время все стало только лучше.

– Вы ведь остались в числе собственников компании?

– Не могу комментировать этот вопрос.

– Как сейчас, теперь уже с оглядкой, вы видите главные причины взлета бизнеса Game Insight?

– Я, конечно, много думала об этом. Прозвучит банально, но я действительно верю, что успехом компания обязана именно сильнейшим разработчикам. К тому же мы работали не как стратеги, а как тактики – были готовы к быстрым решениям, к тому, чтобы делать то, что просит рынок, без долгой раскачки. Мы были агрессивнее других, работали больше – это чистая правда! – и в итоге у нас сложилась огромная линейка уникальных игр, сервисов.

Но помимо этого, я бы выделила два фактора. Во-первых, мы начали работать в правильной точке развития рынка игр, в момент взлета мобильного сегмента. Мы начинали, когда в GooglePlay, например, не было микроплатежей. Сегодня платежи внутри приложений кажутся обычным делом, но в тот момент это был прорыв. И мы стали одной из первых компаний, которые заработали $1 млн на платформе приложений Google. Компании с попытками делать игры для соцсетей и мобайла были и до нас – я говорю именно о «правильной» точке, я верю, что, попав в нее, мы получили «+10 к интеллекту» и «+50 к силе» или что-то вроде того.

А во-вторых, мы сделали огромный рывок, когда Mail.ru Group отключила платежи для наших игр в соцсетях и фактически лишила нас возможности зарабатывать (по сообщениям в прессе, в июле 2010-го Mail.ru заблокировала для пользователей приложений Game Insight платежи якобы за скопированные разработчиком игр строки кода. – Slon). Когда нам де-факто перекрыли кислород, мы были вынуждены пойти за пределы России и выбраться из соцсетей. Всегда сложно выйти за границы «жирненького» локального рынка, а нам это удалось – вот после такого «пинка» от Mail.ru Group. И это изменило судьбу Game Insight.

– Еще до новости о вашем уходе, несколькими месяцами ранее, стало известно о переносе штаб-квартиры Game Insight в Литву, о переезде всей команды в Вильнюс. Это было ваше решение? И почему именно Вильнюс?

– С точки зрения стратегии развития на глобальном рынке перенос штаб-квартиры был закономерен. А Вильнюс… Начнем с того, что внутри меня литовской крови немножко больше, чем русской. Но важно и то, что Вильнюс просто прекрасен – все, кто был в этом городе, соглашаются. С точки зрения условий ведения бизнеса тоже все очень хорошо: с одной стороны, ты в еврозоне, с другой – здесь ниже налоги, чем в любой другой европейской столице. А еще ты не так далеко от России: два часа на самолете – это вообще незаметно, по пробкам из одного конца Москвы в другой можно дольше ехать. В общем, мы много думали и видели, что все складывается один к одному. И я уже не в таком возрасте, например, чтобы мне было все равно, каким воздухом я дышу, какую еду ем и какую воду пью. Разумеется, Москва здесь тоже проигрывала. И да, политика, которую я не люблю обсуждать, но которая имеет место в этой истории. Вот так все и сложилось.

И я уже не в таком возрасте, чтобы мне было все равно, каким воздухом я дышу, какую еду ем и какую воду пью

Я не хочу, чтобы мои слова связали с тем, что я агитирую кого-то переезжать. Как раз моя идея в том, что Вильнюс так подошел именно нам. Я много где по миру путешествовала, работала и, конечно, каждое из этих мест примеряла на себя, на свой бизнес. И вот так получилось, что именно здесь нам оказалось лучше всего. IT-компании здесь получают хорошую поддержку. Если ты хочешь перенести сюда свой уже довольно крупный бизнес или даже стартап – тебе все расскажут, что и как, всячески помогут. Но опять же, я хорошо понимаю тех, кому больше нравится московская движуха и кто уезжать не планирует.

– Чем вы занимались все это время, после ухода из Game Insight?