Поиск школы иностранного языка за рубежом и жилья на время учебы занимает много часов, а то и дней. Петербурженка Марина Могилко решила упростить этот процесс: ее стартап Linguatrip задуман как Booking.com для языковых школ и Airbnb для местных принимающих семей и студенческих резиденций.
К 25 годам Марина уже попала в список 16 девушек-предпринимателей, меняющих глобальный мир технологий, а Linguatrip недавно прошел отбор в престижнейший международный акселератор 500 Startups. Slon расспросил предпринимателя о том, как падение рубля и кризис сказались на стремлении россиян учить языки, сколько стоит переезд и жизнь в Кремниевой долине, и о том, как заставить известного венчурного предпринимателя Дейва Макклюра сняться в клипе.
- Как вы попали в 500 Startups?
— Мы развивались всегда на свои деньги: с первого дня, можно сказать, вышли в прибыль и всю ее направляли в бизнес. С чека первого клиента мы сделали сайт, с чека второго — доделали его, с чека третьего — стали копить на офис. Все так и раскручивалось. Но потом мы поняли, что без внешнего финансирования развиваться вне России будет очень тяжело. Так мы и стали вливаться в венчурное сообщество в Санкт-Петербурге.
А потом в Питер приехал Джон Рэмей, известный предприниматель, который сделал несколько успешных американских стартапов в сфере онлайн-рекламы и попал в список молодых предпринимателей Forbes. Он провел несколько часов менторских консультаций с петербургскими стартапами. У меня получилось поговорить с ним буквально 20 минут, ему очень понравилась наша идея, но времени у него было в обрез.
На следующий день мы с ним встретились еще, и Джон обещал представить нас другим менторам 500 Startups. Хотя набор проектов уже был закончен и до старта акселерационной программы оставалось две недели. Потом я созвонилась с другим ментором, Пурнимой Виджаяшанкер, которая сейчас и курирует наш проект. Особых надежд у меня не было, я звонила в пятницу вечером, зная, что регистрация уже завершена. Так что я предложила в двух словах рассказать про стартап. Но Пурнима просто сказала: да все нормально, давайте рассказывайте, какая у вас выручка, посмотрим. После этого пятиминутного интервью еще за несколько дней она утвердила наш проект с Кристиной Тсай, другим директором программы, и мы получили приглашение на программу.
За два дня мы собрали чемоданы и уехали. Только потом я узнала, что конкурс в 500 Startups больше полутора тысяч компаний на набор из 30 компаний на место. Впоследствии мы, конечно, ощутили силу бренда 500 Startups. Говоришь «экономика шеринга», «Airbnb for languages from 500 startups» — у всех здесь, в Кремниевой долине, горят глаза.
- Кажется, у вас полно конкурентов? Ведь многие сайты помогают найти языковую школу и жилье на время учебы.
- В 2010 году я искала в интернете площадку, где можно было бы забронировать курс в языковой школе без посредников, — и не нашла. Мне тогда нужно было за пару недель подтянуть немецкий, но денег было не так много. Я обратилась в несколько агентств, но поняла, что через них съезжу куда дороже, чем если найду подходящий вариант сама. Было ясно, что в этой ситуации я не одинока, идея Booking.com для языковых школ была довольно очевидна. Я поняла, что раз я готова бронировать все онлайн, чтобы не переплачивать агентствам лишние 10–15 тысяч рублей, то, наверное, к этому готовы и сотни других студентов. До нас в России не было ни одного сайта, где можно было бы все забронировать онлайн: на нескольких площадках можно сравнить программы школ, прицениться, но детали вы узнаете потом, через переписку с менеджером, да и оплатить поездку на сайтах обычных агентств нельзя. А у нас все автоматически и напрямую.
- Вы сразу запустились со ставкой на онлайн?
- Сначала мы запустили офлайн-агентство. Вложили на старте, наверное, не больше $300 (на регистрацию компании), я выбегала с лекций отвечать на звонки клиентов в коридор. К 2014 году мы вышли на оборот $1,5 млн и осенью 2014 года поняли, что нужно полностью переключиться на онлайн. У нас было много учеников из Москвы и Санкт-Петербурга, но мы видели: во всем мире нет глобального Booking.com для языковых программ, есть только локальные игроки в европейских странах. Мы решили стать им, и в начале 2015 года выпустили новый сервис, который назвали Linguatrip.
— Как это работает?
— На нашей площадке уже опубликовали информацию о себе двести аккредитованных школ, базы принимающих семей и студенческих резиденций. Пользователь вбивает язык, который хочет учить, страну для поездки, сроки — и может, сравнив предложения, забронировать подходящий курс в несколько кликов. Сравнивать можно варианты по ценам, интенсивности обучения, возрасту учеников в школе и т.д. Потом клиент выбирает вариант проживания (оно обходится часто дешевле, чем через школу, потому что у нас нет наценки, а еще у нас есть собственные предложения). Когда тур собран, нужно подождать один-два дня подтверждение, а потом все оплатить на сайте. Мы высылаем заказчику инструкции по планированию поездки, по оформлению визы, даем какие-то советы по тому, как провести поездку с максимальной пользой. Мы остались верны своей первоначальной идее: дать возможность студентам хорошо сэкономить, поэтому с покупателей языковых школ мы никаких сборов не берем. При бронировании через нас по сравнению с офлайн-агентством человек экономит 15–20 тысяч рублей (обычно это сбор агентств за подбор программы). Часто мы получаем спецпредложения от школ, которые нельзя получить у них напрямую, и тогда экономия еще 15–20% от стоимости курса.
— На чем вы зарабатываете?