Томас Коул. Путь Империи. Расцвет. 1836

Томас Коул. Путь Империи. Расцвет. 1836

Термин Pax Romana («римский мир») впервые употребляет философ-стоик Луций Анней Сенека. Выражение прочно прижилось в исторической литературе, где оно обозначает в узком смысле эпоху относительного мира и процветания в период ранней империи, а в более широком – многовековую римскую гегемонию в западной части Евразии и тот порядок, который она с собой несла. Именно римская культура и римский порядок будут предметом этого очерка – в чем была их новизна и какое влияние на развитие мира они оказали.

Судить о том, как древние представляли себе мир и себя в нем, достаточно непросто, и в большей степени это будут наши догадки и проекции, чем реальные факты. К тому же современное отношение к человеку как к индивиду и личности, а не как к исполнителю определенной роли в обществе, возникло несколько столетий назад, так что задача становится еще сложнее. На наше счастье, римская культура оставила достаточно большой массив текстов, и этот объем информации позволяет нам несколько лучше понять особенность римской жизни.

Римляне отличались от других народов античного Средиземноморья тем, что в основе их культуры и миросозерцания лежал нормативизм. Римляне были людьми порядка, правил и закона. Представление о порядке в небесах и на земле пронизывает все культурные памятники римлян. Римские легенды содержат истории про Ромула, убившего брата за то, что тот перепрыгнул через священную борозду, обозначавшую будущую стену Рима, и тем сделал город уязвимым для врагов; про отца-консула, казнившего за неисполнение приказа собственного сына; про царя-жреца, который торгуется с Юпитером, требующим человеческого жертвоприношения. Комментарий к римскому праву включает упоминание, что «в старые времена» при слушании дела о порубке виноградников тот, кто первый называл их «виноградными лозами», а не «деревьями» (как гласил параграф закона), проигрывал дело автоматически – в том числе и оттого, что закон связан с божественной справедливостью, его нормы подобны молитвам и заклинаниям, и справедливость не восторжествует в высшем мире, если хотя бы буква в произнесенном слове будет иной.

Вергилий в «Энеиде» вложил в уста предка римской императорской династии Анхиза такие слова:

Смогут другие создать изваянья живые из бронзы,

Или обличье мужей повторить во мраморе лучше,

Тяжбы лучше вести и движения неба искусней

Вычислить или назвать восходящие звезды, – не спорю:

Римлянин! Ты научись народами править державно –

В этом искусство твое! – налагать условия мира,

Милость покорным являть и смирять войною надменных!

П. Вергилий Марон. Энеида, VI, 847

Эти строки были написаны, когда Рим был уже непобедимым гегемоном Средиземноморья, покорившим Карфаген, Македонию и Грецию, Испанию, Понтийское царство, Галлию и Египет; в будущем римские границы прирастут современной западной Германией, Британией, Балканами, Мавританией и различными территориями Восточного Средиземноморья, включая Иудею.

Римляне осмысляли свое господство как священную миссию по установлению мира и права, утверждение лучших порядков. Историк Тацит описал, как римский полководец Квинт Петиллий Цериал, подавив восстание кельтских племен, обратился к побежденным в городе Августа Тревиров (современный немецкий Трир) с речью:

«Борьба за власть и междоусобные войны терзали Галлию, пока вы не приняли наши законы. С тех пор, сколько бы раз вы ни бунтовали, мы использовали свое право победителей для единственной цели – взыскивали с вас лишь то, что необходимо для поддержания мира… Во всем остальном мы с вами равны: вы командуете многими из наших легионов, вы управляете провинциями, и этими, и другими; нет ничего, что было бы доступно нам и недоступно вам. Добро, которое творят хорошие государи, приносит пользу и вам, хотя вы живете вдали от Рима; жестокость дурных обрушивается только на нас, стоящих рядом… Восемьсот лет сопутствовала нам удача, восемьсот лет возводилось здание Римского государства, и всякий, кто ныне попытается разрушить его, погибнет под развалинами… Любите же и охраняйте мир, любите и охраняйте Город, который все мы, победители и побежденные, с равным правом считаем своим. Перед вами выбор между покорностью, обеспечивающей вам спокойную жизнь, и упорством, таящим смертельную опасность…». (П. Корнелий Тацит. История, IV, 74)

Римские успехи были в немалой мере связаны с тем, что римская армия в сравнении с другими античными армиями была лучше дисциплинирована и организована, а после реформ Гая Мария стала еще и профессиональной. Боевая выучка и слаженность строя помогли Александру Великому покорить Персию; римляне вывели военное искусство на новый уровень и разгромили уже наследников Александра.

Римская империя в начале IV века

В. Николаев, www.ostu.ru

Римский «мир» был далеко не полным: Римскую республику, а затем Римскую империю не раз ослабляли изнутри гражданские и династические войны, а на внешних границах регулярно случались более или менее серьезные конфликты. Но в целом – в сравнении с другими эпохами – это был период продолжительного спокойствия, которое позволило поднять экономику и культуру Средиземноморья на небывалый до тех пор уровень.