Последствия взрыва в Тяньцзине.

Последствия взрыва в Тяньцзине.

Reuters

Технологическая катастрофа в Тяньцзине, которая унесла 114 человеческих жизней и оставила после себя более семисот раненых, не говоря уж об экологических, материальных и финансовых потерях, напомнила об оборотной стороне быстрого экономического и технологического рывка Китая.

Мир, сфокусировавшийся на «китайском чуде» и привыкший к тому, что почти все промышленные предметы изготовляются ныне в «мастерской мира» – Поднебесной, упускал и упускает из виду ту цену прогресса, которую платит самая населенная страна планеты.

Как автор книги «100 крупнейших взрывов в истории», я давно уже обратил внимание, что в последние двадцать лет большинство сообщений о взрывах на производстве, равно как о пожарах и прочих техногенных катастрофах, поступают преимущественно из Китая. Вот только пара примеров – в июле этого года взорвался нефтеперерабатывающий завод в Шаньдуне, в апреле химзавод в Фуцзяни. Особая статья – взрывы на угольных шахтах Китая, которые происходят с ужасающей частотой. Только в 2013 году в подобных инцидентах погибло 1049 шахтеров.

Китай в настоящее время проходит через те же искусы и те же проблемы, что и западный мир в XIX – начале XX века, равно как Советский Союз на протяжении большей части прошлого столетия. Иными словами, интенсивное промышленное развитие влечет за собой множество побочных эффектов – загрязнение окружающей среды, техногенные аварии, угрозу безопасности жизнедеятельности.

Вспомним цену промышленного рывка в СССР – отравленные реки и озера, вплоть до Байкала, производства с высочайшим уровнем опасных выбросов в атмосферу, в воду и в почву, задымленные и замусоренные города. Апофеозом варварского отношения к природе стало уничтожение Аральского моря, на месте которого образовалась соляная корка, полная вредных примесей и взвесей. Не менее трагические последствия имело строительство ГЭС (считавшихся дешевым источником электроэнергии) на равнинных реках, образовавшиеся водохранилища затопили десятки тысяч квадратных километров плодородных земель, изменили климат, уничтожили доступ к нерестилищам для осетровых и иных ценных рыб.

ГЭС «Три ущелья».

REUTERS

Теперь Китаю предстоит испытать на себе нечто подобное. Так, построенная в 2012 году на реке Янцзы ГЭС «Три ущелья», одна из крупнейших в мире, стала не только триумфом китайской энергетики, но и причиной огромных экологических бедствий, а также демографических сдвигов с непредсказуемыми последствиями. Было переселено 1,8 млн человек, затоплено несколько городов и сотни деревень и поселков. Фауна планеты лишилась такого уникального животного, как китайский озерный дельфин, видимо, вымерла такая рыба бассейна Янцзы, как веслонос псефур, достигающая длины 4,5 метра. Под угрозой исчезновения оказались сотни других видов рыб и птиц. Резко сократился приток ила в нижнее течение реки, что грозит размыванием берегов, на которых проживает людей больше, чем все население Франции и Италии, вместе взятых.

Помимо этого, прибрежные воды Китая отравлены на значительной протяженности береговой линии. Международные организации – как экологические, так и правозащитные (специализирующиеся на защите прав наемных работников) – давно уже бьют тревогу в связи с происходящим в Поднебесной.

Следует иметь в виду, что в Китае складывается уникальная ситуация – хотя промышленный скачок начался только в XX веке, из-за перенаселенности страна страдает уже много веков, если не тысячелетий. Леса на большей части территории страны были вырублены еще до нашей эры. Тогда же исчезли многие виды животных и птиц. Эрозия почвы вследствие чрезмерной нагрузки на нее является бичом Китая также уже тысячелетия.