Getty Images

После того как в ноябре прошлого года ЦБ отпустил рубль в неуправляемое плавание, накатила уже вторая волна девальвации. Только за последний месяц рубль потерял пятую часть своей валютной стоимости, и все реальнее риск, что вскоре наш пловец совсем «склеит ласты», а финансово-экономический кризис в стране затянется на долгие годы.

17 августа 2015 года помощник президента России Андрей Белоусов сообщил, что текущий объем государственных валютных резервов не позволяет поддерживать курс рубля, поскольку «у нас сейчас уже нет тех золотовалютных резервов или валютных резервов, которые мы могли использовать для поддержки рубля в 2013 году». Так ли это на самом деле?

Достаточность государственных резервов можно определять различными способами: это дело вкуса, цели и заказа. Можно, например, сравнивать величины таких резервов с объемом импорта за определенный период. Но выбор этого варианта вряд ли приемлем, когда говорят об оценке резервов для поддержки ЦБ национальной валюты. Действительно, почему мы должны ориентироваться на импорт? Ведь ЦБ не обязан завозить товар в страну или дарить иностранную валюту импортерам. Банк России ничего не брал у импортеров и ничего им не должен. Свои резервы он покупал на внутреннем рынке за рубли и поэтому должен только рынку, когда потребуется обратная операция. Это устанавливает Конституция и закон о ЦБ, по которым Банк России осуществляет основную функцию защиты и обеспечения устойчивости рубля независимо от других органов государственной власти, покупает и продает иностранную валюту на рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Других целей попросту не предусмотрено.