REUTERS / Carlo Allegri

Американская демократия – одна из самых старых в мире. Когда Соединенные Штаты Америки были провозглашены в 1776 году, то, если не считать крошечного европейского государства Сан-Марино, они были едва ли не единственной демократией на планете. То, что на момент создания США демократических традиций на земле практически не существовало, закономерно привело к тому, что отцам-основателям Американского государства пришлось изобретать их с нуля – и государство, созданное ими, довольно сильно отличается от более поздних демократий.

Главная и самая фундаментальная особенность государственного строя США, отраженная даже в названии, – это исключительная роль штатов. Штаты обладают очень большими полномочиями на местах, и их законодательство может очень сильно отличаться друг от друга – например, только в 2015 году на момент написания этой статьи в Техасе было казнено 10 человек, в то время как в Мичигане смертная казнь была отменена еще в 1846 году. Унитарное государство большинству американцев кажется кошмаром, и «права штатов» являются важной частью американской идентичности.

На протяжении первых 89 лет истории Американского государства эта особенность привела к тому, что США были демократическим государством только отчасти – не в том смысле, что американская демократия была неполноценной, а в том, что по-настоящему демократическими можно было считать далеко не все штаты, так как во многих из них было совершенно легальным делом иметь рабов и торговать людьми.

Карточный домик

Когда тринадцать американских колоний объявили о своей сецессии от Британской империи в 1776 году, в каждой из них существовал институт рабовладения. Рабство, однако, не было закреплено в американской Конституции, за исключением фразы, утверждавшей, что «лицо, состоящее в услужении или на работах», не может по собственной воле покинуть рабочее место, что могло быть интерпретировано и в сторону юридического обоснования рабовладения, и просто как фраза, защищающая права работодателя.

К началу XIX века северные штаты приняли законы, отменяющие рабовладение. На Юге рабство сохранялось, и в результате в США сложился совершенно удивительный по своему лицемерию государственный строй, когда в половине страны граждане равны перед законом, а в другой половине людей можно продавать, покупать, заставлять работать на себя, мучить, насиловать и даже убивать – с одобрения и при защите государственных органов.

Так обстояли дела в штатах, но стоит помнить, что обширные земли к западу от Восточного побережья имели статус не штата, а территории, то есть они не имели собственного законодательства, представительства в Конгрессе, а их жители де-факто не принимали участия в президентских выборах. Предполагалось, что с течением времени территории будут приобретать статус штатов, и каждый раз, когда это происходило, в обществе разгорались дебаты по поводу того, будет ли новый штат свободным или рабовладельческим.

Раб Генри Браун заявил, что на него снизошло «небесное озарение» отправить самого себя по почте в то место, где не было никаких рабов

Население Америки тех дней можно условно разделить на три большие категории. Первую составляли собственно рабовладельцы и сторонники сохранения рабства, в подавляющем большинстве – жители южных штатов. Причиной для такой точки зрения был самый обыкновенный расизм, слепая вера в биологическое превосходство белых над черными. Как и многие другие расисты, сторонники рабства в США породили различные псевдонаучные концепции в поддержку своих взглядов: например, врач Сэмюэль Картрайт придумал термин «драпетомания» – придуманная Картрайтом болезнь, которая, как он считал, вызывает у рабов «патологическое стремление к свободе» и толкает их на побег. Взгляды Картрайта, что только сумасшедший негр будет стремиться к свободе, были популярны у многих рабовладельцев.

Вторую категорию составляли аболиционисты – те американцы, которые чувствовали, что существование рабства противоречит тому, что говорит им совесть, и пытались в меру своих сил и возможностей добиваться его отмены. Кто-то лоббировал отмену рабства в Конгрессе. Кто-то отправлялся заселять новые территории, чтобы не допустить их превращения в рабовладельческие штаты. Кто-то помогал рабам бежать на Север – постепенно такие люди создали целую организацию, получившую название «подпольная железная дорога», которая спасла тысячи людей. И конечно, аболиционисты писали памфлеты, воззвания и книги, направленные против рабства, самой известной из которых стала «Хижина дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу.

Наконец, третьей и самой большой группой были те американцы, которых волновало не столько рабство, сколько сохранение единства страны. Больше всего они боялись, что рабовладельческие штаты объявят о своей независимости, и, чтобы не допустить этого, были готовы идти на большие компромиссы. Например, с 1836 по 1844 год в Конгрессе действовало «правило кляпа», согласно которому все вопросы, касающиеся рабства, были запрещены к обсуждению. А в 1850 году Конгресс США принял едва ли не самый позорный закон в своей истории – «закон о беглых рабах», согласно которому все рабы, бежавшие в северные штаты, подлежали выдаче своим хозяевам, а лица, укрывавшие их, – огромному штрафу в 1000 долларов (по современному курсу это больше $29 600).

Однако все эти меры не оказывали желаемого эффекта. Страна трещала по швам. Аболиционисты заявляли, что они не будут подчиняться рабовладельческим законам, и угрожали властям акциями гражданского неповиновения. Рабовладельцы чувствовали, что время не на их стороне, и думали о том, не стоит ли отделиться, пока не будет поздно. Дело стремительно шло к войне.

Государство рабовладельцев

На выборах президента США 1860 года явка была невероятно высокой – на участки пришел 81,2% избирателей. Победил кандидат от Республиканской партии Авраам Линкольн, за которого голосовал свободный Север.

Избрание Линкольна оказалось тем самым последним камешком, который окончательно нарушил всю выстраивавшуюся десятилетиями систему сдержек и противовесов, сохранявших Соединенные Штаты действительно соединенными. Двадцатого декабря 1860 года парламент штата Южная Каролина объявил: «Союз, существующий между Южной Каролиной и другими штатами под именем “Соединенные Штаты Америки”, настоящим объявляется недействительным». К февралю за Южной Каролиной последовали Миссисипи, Флорида, Алабама, Джорджия, Луизиана и Техас.

Рабы, только что прибывшие в США. 1860

Verlag GmbH / ullstein bild via Getty Images

Выяснилось, что страна оставалось единой не за счет компромиссов в Конгрессе или некоей общей американской идентичности, а исключительно за счет доброй воли рабовладельцев, точнее – за счет того, что они чувствовали, что их свобода владеть и торговать людьми не подвергается угрозе. Как только возник намек на то, что порядок вещей может измениться, от единого государства не осталось и следа. Всего за два месяца территория США сократилась почти на четверть.

4 февраля 1861 года отделившиеся штаты объявили о создании нового государства – Конфедеративных Штатов Америки (КША) со столицей в городе Ричмонд, штат Вирджиния. Структура и символика Конфедерации были скопированы с США с небольшими изменениями. Первый флаг Конфедерации был почти идентичен флагу Союза (так в противовес Конфедерации стали называть северные штаты), с той только разницей, что полос на нем было не 13, а три, знаменитый «косой крест» появился позже. На большой печати КША был изображен Джордж Вашингтон – конфедераты подчеркивали, что основатель американской государственности был рабовладельцем, как и они. Наконец, Конституция КША была тоже скопирована с союзной, но в нее были внесены изменения – в частности, норма Конституции Союза о том, что «не могут быть приняты парламентское осуждение или закон, имеющие обратную силу», была изменена на «не могут быть приняты парламентское осуждение или закон, имеющие обратную силу, а также закон, отменяющий или ограничивающий право на владение рабами-неграми».