Фото: Юрий Иващенко
OneTwoTrip, крупный онлайн-сервис бронирования билетов, сегодня заявил о смене генерального директора и планах выйти на мировой рынок. Slon поговорил с Михаилом Соколовым, новым руководителем компании, о том, как себя чувствуют онлайн-туристические агентства (ОТА), что изменилось в предпочтениях российских туристов в кризис и какими будут цены на авиабилеты и отели.
- Стали ли люди меньше путешествовать в связи с кризисом?
— Мы не видим сильного падения, возможно, потому, что люди больше стали покупать не в офисах турагентств, а в интернете. Я не верю, что люди перестанут путешествовать. Те, кто летал отдыхать в отели 5*, перейдут на 4*. Направления и бюджеты путешествий будут меняться, но провала в туризме не будет. По-моему, последние месяцы у людей даже больше таких мыслей: «О, вот хорошее предложение. Надо ехать, что будет осенью или через год, вообще непонятно».
— В интернете билеты стали покупать больше?
— Конечно, после волны банкротств туроператоров люди поняли, что ваучер, сколько бы печатей на нем ни стояло, ничего не гарантирует. А если ты покупаешь на проверенном сайте, уже можно ничего не бояться. По нашим оценкам, уже около 20–30% всех продаж билетов и гостиниц идут онлайн, а будет 50–60%.
- Ждете ли вы роста внутреннего туризма с новым витком роста курса валют?
- Цены на авиабилеты за границу выросли не так сильно, как упал рубль. Авиакомпании максимально загружают самолеты, запускают акции, экспериментируют со спецтарифами. На международных направлениях цены на билеты выросли в 2015 году на 10–20%, на внутренних пока почти не изменились. С ценами на отели за границей, конечно, ситуация другая — они полностью завязаны на евро и доллар, так что здесь падение рубля дало эквивалентный взлет цен. Но кстати, есть такие отели, которые жили на потоке только российских туристов, и вот они стали демпинговать, хотя это исключение из правил. В итоге все онлайн-агентства видели «американские горки»: в феврале 2014 года на международные поездки приходилось 70%, на внутрироссийские — 30%, год спустя была ровно обратная ситуация. К началу этого месяца доля путешествий за рубеж снова поднялась до 55–60%. Теперь маятник снова качнется в обратную сторону. Но опять же, авиакомпании будут сдерживать рост тарифов, так что те же 20%, которые показал рост доллара за месяц, в росте цен билетов мы не увидим сразу и в таком объеме.
— Все сайты по продажам авиабилетов очень похожи; что, кроме демпинга, позволяет вам конкурировать?
- Самые низкие цены остаются главным конкурентным преимуществом. Но как их получить — вопрос серьезных технологий. Системы запрашивают цены разных авиакомпаний, на разных рынках, из разных источников и ищут лучшие. Основная часть билетов приходит от глобальных систем бронирования вроде Amadeus, Galileo, Worldspan, Sabre, меньше — напрямую от авиакомпаний и консолидаторов (у нас, например, есть поиск по предложениям 70 лоукостеров, которых нет на сайтах других ОТА). Дальше все дело в том, как работают алгоритмы по анализу всех доступных билетов, возможных комбинаций и их цены в реальном времени. Зачастую лучшие цены можно найти, только сопоставляя цены на авиабилеты из разных подклассов (они отличаются не только уровнем обслуживания (класс), но и условиями продажи — например, продажа не менее чем за 15 дней до вылета, продажа без права возврата и т.д. — Slon).
— Почему вообще туристам выгодно приходить к онлайн-агентству, а не покупать напрямую у авиакомпаний, найдя билет на метапоисковике вроде Aviasales и Skyscanner?