ТАСС / Алексей Панов
Путин едет на Генеральную Ассамблею ООН. Фактически это новая серия традиционного американского сериала «диктатор в Нью-Йорке». Такое случалось уже, наверное, сотню раз – «главный враг» Америки приезжает в ее сердце.
У всех «главных врагов» были разные цели, хотя в итоге все проходило по похожему сценарию и заканчивалось примерно одинаково. И за месяц до исторической поездки я предлагаю читателям тест: чьему примеру поведения последует Владимир Путин. Проследив за подготовкой и проанализировав предыдущие аналоги, мы, возможно, сможем угадать, что будет с нами дальше.
Итак, варианты.
Молодой выскочка
Внешнеполитическая карьера Владимира Путина началась как раз с его памятного визита в Нью-Йорк в сентябре 2000 года. Он приехал на так называемый Саммит тысячелетия – заседание Генассамблеи ООН, на которое уходящий президент США Билл Клинтон постарался собрать едва ли не всех мировых лидеров. Путин был еще новичком – с того момента, когда в Давосе был задан знаменитый вопрос «Who is Mr. Putin?» прошло всего полгода. Поэтому Саммит тысячелетия воспринимался как ответственные смотрины для нового российского президента и для него было очень важно произвести впечатление.
REUTERS / PM / CM
С самого начала не задалось. По жребию главе российской делегации выпало выступать тридцать первым, тогда как первым держал речь хозяин саммита – Билл Клинтон. Российская делегация сбилась с ног и приложила все усилия – в итоге выторговала для Путина возможность поменяться местами с президентом Кипра Глафкосом Клиридисом, который должен был идти пятым.
Речь Клинтона была триумфальной. Он говорил, что человеческая жизнь в современном мире важнее, чем границы, суверенитеты и независимость государств. Через несколько месяцев Клинтон должен был уйти в отставку, и это был его бенефис. Все остальные гости отдавали ему дань уважения.
Закончив, Клинтон под всеобщие аплодисменты сел на место. Путин же все это время прямо на виду у журналистов повторял речь. Но когда пришло его время выступать, Билл Клинтон рассеянно потянулся, встал и пошел к выходу. Через минуту прочь устремилась добрая половина высоких гостей. Заканчивал свою пятиминутную речь Владимир Путин при заметно опустевшем зале.
На следующий день он, правда, отомстил обидчику. На приеме в музее Метрополитен Билл Клинтон стоял у входа, встречая гостей и фотографируясь с ними на память. Когда американский президент заговорил с Владимиром Путиным и предложил сфотографироваться, тот вдруг огрызнулся: «А вы еще действующий политик? Зачем же вы себе при жизни музей устраиваете?»
Хозяин мира
Впервые глава советского правительства Никита Хрущев приехал на Генассамблею ООН в сентябре 1959 года. Это был его первый и триумфальный визит в США: он проехал всю страну, встречался и с сенаторами, и с голливудскими звездами, и с фермерами в Айове, и со сталеварами с Питтсбурге. И, конечно, выступил на Генассамблее. Хрущев был в центре всеобщего внимания и чувствовал себя абсолютным хозяином положения. В поездке его сопровождала первая леди СССР Нина Петровна – известна фотография с ее встречи с женой молодого сенатора Кеннеди Жаклин. Будущая первая леди США в жемчугах смущенно стоит в сторонке, а Нина Петровна в цветастом платье, напоминающем домашний халат, абсолютно довольна ситуацией и излучает самоуверенность.