Фото: Сергей Карпов
Афиши событий в выходные в Москве и Санкт-Петербурге давно не обходятся без маркетов еды, а число новых фуд-проектов, даже несмотря на кризис, растет. Мини-пекарни, фалафельные и концептуальные кофейни появляются каждую неделю. Техническую работу — доставку, поиск посетителей, автоматизацию заказов — для них делают другие компании, которых тоже немало. Но вот находить качественные продукты кулинарам сложно. Эту не самую простую в российских реалиях задачу пробует взять на себя питерская компания Ingredients.pro — площадка, связывающая тех, кто делает еду, с теми, кто производит ингредиенты. По словам профессионалов, стартап попадает в болевую точку и делает то, чего так всем не хватало.
Маркетологи уходят в стартап
Основатель Ingredients.pro — Роман Калинин, глава маркетингового агентства «Ватель маркетинг», которое помогало производителям еды с ассортиментом, маркетингом и продажами. Этот бизнес он открыл в 2013 году с партнерами, как и он сам, бывшими директорами по маркетингу крупных пищевых заводов.
Среди услуг агентства была и разработка плана ассортимента — списка продуктов со всеми свойствами, которые должны были появиться в линейке в течение двух-трех лет. Но заказчики часто жаловались, что выполнить рекомендации «Ватель маркетинг» с их технологиями и ингредиентами невозможно. Тогда Калинин и его коллеги знакомили технологов с поставщиками, передавали контакты, организовывали дегустации. Затем технологи сами общались с оптовиками и, после пробных партий от нескольких из них выбирали одного — более-менее постоянного. Но так как технологи недостаточно знали базу ингредиентов, Калинин к концу 2012 года сделал «энциклопедию» — собрал все ингредиенты для выпечки хлеба на сайт, добавил предложения трех поставщиков и разослал ссылки технологам, чтобы не пересказывать одно и то же десятки раз. Без такой работы ассортиментные планы, разработанные «Ватель маркетинг», ушли бы в стол.
Калинин бы так и рассматривал каталог как подспорье для основного бизнеса, но однажды к нему обратился один из поставщиков с просьбой выложить список ингредиентов из базы на своем сайте. И даже был готов немного платить за работу с каталогом каждый месяц.
«Любой коммерсант в такой ситуации, как хорошая легавая, делает стойку — пытается разобраться, на что именно спрос и как заработать», — говорит Калинин. Еще через несколько месяцев друг надоумил его найти под новую идею деньги венчурных инвесторов. Так Калинин понял, что теперь он делает стартап.
Как это работает
Отбор ингредиентов технологи ведут только после тестирования продукта на производстве. Поэтому задачей Калинина стало упростить выбор и подбор образцов. Легче всего это сделать на портале с фильтрами, простым поиском ингредиентов по виду изделия, виду ингредиента и производителю, а затем заказать пробник напрямую у поставщика в один клик. Это нельзя было сделать ни в одном онлайн-каталоге оптовиков или на доске объявлений в Рунете — везде технолог звонил бы, писал, обсуждал детали по многу дней, а то и месяцев.
Поставщик, в свою очередь, через Ingredients.pro получает прямые заказы на образцы, а это лучше любой рекламы. Первая версия Ingredients.pro появилась в феврале 2015 года в виде сайта inBake, для хлебопеков и кондитеров, потому что именно с ними «Ватель маркетинг» работал больше всего. Сейчас в базе ингредиенты более 40 поставщиков, 950 видов ингредиентов и около 1,7 тысячи технологов из городов по всей России, из Казахстана и Белоруссии.
Выбрав ингредиенты, указываешь объем тестовой партии, сроки — и ждешь посылки.