REUTERS / Siegfried Modola
Президент Белоруссии Александр Лукашенко призвал белорусов покупать отечественные товары и не ездить отдыхать за границу: «Давайте поживем на своем, что в наших магазинах есть, и отдохнем эти годы у себя в Беларуси. Не будем вывозить валюту».
Пожить на своем – великолепная идея. Многие достойнейшие виды животных добились успеха именно благодаря умению жить на своем. Вот возьмем верблюда. Он настолько приспособился обходиться внутренними ресурсами, что может две недели не пить и два месяца не закусывать. И все это благодаря жиру, из которого он получает энергию и воду.
Однако в пустыне не только сухо и голодно, но и очень жарко. А жир затрудняет охлаждение организма, так что любое жирное животное на жаре чувствует себя особенно нехорошо. Верблюд разрешил это противоречие с изяществам газели: он запасает жир не на теле, а в горбах, которые прикрывают его спину от палящего солнца. А сам верблюд остается стройным и сухопарым. Картину разве что слегка портит раздутое брюхо, но это тоже для дела – в ячеях рубца желудка верблюд запасает жидкость, и в немалых количествах. Дорвавшийся до воды дромадер может за один раз выпить сто литров. Полванны! Где-то же ему надо хранить такое богатство.
Не птица, а золото: в другие страны не улетает, живет на своем, занимается лесоводством
Или вот птица кедровка. Она живет в тайге и питается главным образом кедровыми орехами. Впрочем, когда созревают кедровые орехи, ими начинают питаться все, кто только может до них дотянуться. Так что кедровке приходится делать запасы. И она делает: набирает орехов и зарывает в землю в тайных местах. Тайных настолько, что большую часть из них потом сама не может найти. Но кедровка, будучи птицей врановой, а значит, умной и предусмотрительной, запасает орехов гораздо больше, чем нужно, чтобы дотянуть до весны на своем. И тайников, которые она все-таки найдет, ей вполне хватает. А из потерянных орехов вырастают новые кедры.
Да не птица, а золото. В другие страны не улетает, живет на своем, занимается лесоводством. Таким памятник ставить надо! И поставили – в 2013 году в сибирском городе Томске, где я училась в университете. На отделении, что характерно, лесоведения.
Сурок освоил науку сна в совершенстве и живет активной жизнью всего три-четыре месяца в году
Для тех, кто не чувствует себя деятельным, как кедровка, есть другая стратегия.