Cosmoscow 2014

Cosmoscow

С 11 по 13 сентября 2015 года в московском Гостином Дворе пройдет единственная в России ярмарка современного искусства Cosmoscow. О том, как надо вкладывать в современное искусство, сколько оно стоит и как устроен арт-рынок в России, рассказывает директор Cosmoscow Маргарита Пушкина.

Cosmoscow 2014

Cosmoscow

Что такое Cosmoscow?

Это ярмарка современного искусства. По сути, ярмарка – это аналог таких отраслевых выставок, как, к примеру, Женевский автосалон. Но при этом наша отрасль – это современное искусство. Наши участники – самые передовые галереи и самые актуальные художники. Мы собрали экспертный совет, куда пригласили настоящих профессионалов своего дела – таких, например, как Елена Селина, куратор галереи XL Gallery, и Фернандо Франсес, директор и партнер мадридской Galería Javier López & Fer Francés. Участие экспертов такого уровня гарантирует качество представленных галерей и работ. Поэтому наши посетители и коллекционеры могут быть уверены, что выбирать они будут из лучшего. У нас также есть совет коллекционеров: в нем состоят такие мировые знаменитости, коллекционеры и деятели культуры и искусства, как Антуан Арно и Наталья Водянова, Диляра Аллахвердова, Василий Церетели, Ольга Ващилина и Тереза Мавика. Нашими партнерами являются известные культурные институции – «Гараж», Московский музей современного искусства, онлайн-портал Artsy. Все это позволяет нам говорить о том, что наша ярмарка – это продукт высокого качества.

Чем ярмарка отличается от выставки?

В отличие от выставки на ярмарке вы можете приобрести представленные участниками произведения. Основная цель для участников – осуществить продажи, встретиться с потенциальными клиентами, завязать знакомства. Для нас важно, чтобы участники-галереи остались довольны уровнем предлагаемого сервиса, продажами, контактами, вернулись к нам в будущем году. При отборе участников мы всегда помним, что галерист – не продавец, а галерея – не лавка. Это немного другая история. Это своего рода «продюсерский центр» в мире современного искусства. Будучи профессионалом и эрудитом, галерист несет ответственность за тот продукт, который он продвигает. Cosmoscow – это международная ярмарка, основанная с расчетом на работу в первую очередь с отечественной аудиторией. Здесь есть два аспекта. Первый и основной – мы обращаемся к российской аудитории: к зрителям, потенциальным и уже опытным коллекционерам. Второй – мы хотим продвигать русских художников, вместе с галеристами создавать бренды. Это очень непростой процесс. В нем участвуют многие институции, музеи, некоммерческие фонды. Это должно стать частью современной российской культуры. А я уже слышу на Западе отдельные упреки в том, что российская культура – культура прошлого. В том смысле, что произведения Достоевского и Толстого, русский авангард – это достижения прошлого. Мы должны показать, что и современная культура в России существует. Важно самим любить и ценить то, что происходит в нашей культуре сейчас, прикладывать усилия, чтобы имена художников и их произведения стали заметны и значимы. Сами российские художники уже достаточно интегрированы в мировое искусство. В том числе очень молодые. Например, Таус Махачеву уже хорошо знают во всем мире, она делала свой проект в параллельной программе Art Dubai, победила в программе Фонда V-A-C и Музея M KHA и стала резидентом Delfina Foundation. Мы с нашими экспертами каждый год выбираем художников, чьи работы используются в визуальном оформлении ярмарки. В прошлом году это был Сергей Сапожников, персональная выставка которого прошла в музее Польди-Пеццоли в Милане под кураторством Франческо Бонами. В этом году – это Александра Паперно, которая училась у мэтра современного искусства Ханса Хааке.

Rinat Voligamsi

Cosmoscow

Какие у вас конкуренты на рынке современного искусства?

Любой профессионал в сфере современного искусства, включая галеристов, музейных работников и всех остальных, прекрасно понимает, что ему приходится конкурировать с рынком того, что «притворяется» современным искусством. Произведение искусства от предмета интерьера всегда отличает смысл, заложенный в нем, и качество исполнения. В мире 270 ярмарок, но не все следят за этими двумя составляющими – смыслом и качеством. Многие приглашают к участию всех желающих – галереи, художников. Свой стенд на такой ярмарке может купить любой. Такие ярмарки представляют собой салоны, где можно купить милую вещицу для украшения собственного интерьера. Но нужно понимать, что там нет никакого экспертного отбора, ты выбираешь самостоятельно, на свой вкус, страх и риск. Поэтому на сегодняшний день по-настоящему влиятельны и значимы всего несколько ярмарок: Art Basel, Frieze, Fiac, Arco. Есть небольшие, но профессиональные, представляющие молодые галереи и художников со всего мира, такие как Liste. Есть объединяющие усилия арт-профессионалов, призванные развивать рынок в определенном регионе: Art Dubai, Artinternational Istanbul и др. Их значение и влияние также невозможно переоценить. Мы амбициозно ориентируемся именно на эти образцы и исходим из того, что нашей большой стране нужна такая платформа – площадка для демонстрации всего самого передового в области современного искусства.

Насколько развит арт-рынок в России?

Между покупателем и произведением существует множество институций. Вкус покупателя зависит от многих факторов, наше «нравится» – оно всегда чем-то обусловлено. Советским образованием или тем, что у нас никогда не было музея мирового искусства XX века уровня Центра Помпиду или галереи Тейт-модерн, когда ты можешь прийти и «в картинках» посмотреть историю развития и преемственности мирового искусства вплоть до сегодняшнего дня. Современное искусство использует целый ряд различных медиа, существует большое количество жанров и видов. Искусство развивается параллельно с развитием идей и технологий. Хрестоматийный пример – в XIX веке появилась фотография и свела на нет попытки живописи копировать реальность. Так же и современное искусство – это не только «холст, масло» и не только живопись как техника. Это и видео, и инсталляции, и перформанс. Современное искусство – сложный мир, и в навигации по нему нужен помощник. Перед тем как принять решение о покупке акций, инвестор советуется с финансовым аналитиком; аналог финансового эксперта в области современного искусства – это арт-консультант. На основании накопленных им знаний он делает вывод о том, какие работы потенциально интересны. Перед нами стоит задача объединить усилия всех профессионалов на рынке и всем вместе обратиться к нашей аудитории. В Париже ассистент главного куратора частного фонда – это непререкаемый авторитет, там экспертная система уже сложилась, и люди знают, кто чего стоит с точки зрения знаний и опыта. Эти инфраструктурные элементы в России пока еще только выстраиваются, и мы на себя взяли задачу, используя поддержку других экспертов, музеев и институций, некоторым образом возглавить этот процесс.

Vladimir Glynin. Objective composition #2. 2015

Cosmoscow

К чему стремится Cosmoscow?

Мы стремимся стать фестивалем искусств, как, например, Frieze в Лондоне, который фактически сделал из европейской столицы центр современного искусства. Другой безусловный ориентир – Art Basel, который уже 45 лет остается самой важной ярмаркой искусства в мире. Ярмарка современного искусства в любой стране – это инструмент маркетинга. Мы создаем условия, при которых галерея может встретиться с потенциальным клиентом. Наша задача – привлечь на площадку как можно больше покупателей. Во время Frieze в Лондоне разные музеи делают вернисажи, аукционные дома проводят предаукционные показы и торги. Это больше, чем просто ярмарка, это фестиваль искусств. Мы тоже стремимся к такому эффекту «цепной реакции», чтобы как можно больше людей поняли, что такое современное искусство и научились в нем ориентироваться. Мы были очень рады видеть в прошлом году огромные очереди в кассы. Люди стояли с детьми. Активные 30-летние молодые люди не боялись покупать очень смелые абстракции и инсталляции – это говорит о том, что среда уже формируется, люди много ездят по миру, бывают в центрах мирового искусства. Мы бы хотели, чтобы в Москве этот процесс активно шел и развивался.

Ярмарка для вас – это коммерческая история?

Формально ярмарка – это, конечно же, коммерческий проект. У нас есть свой бизнес-план. Но нас сложно сравнивать с профильными ярмарками – например, строительными. Там организаторы приглашают участников, создают им условия и берут за это плату. Сервис заключается только в создании комфортных условий на площадке и грамотном пиаре. В нашем случае это не совсем так, а скорее даже совсем не так. Кроме предоставления сервисов, на наши плечи ложится масса смысловых задач – это и отбор, и курирование. Мы тоже являемся продюсерами, несем ответственность за контент и качество. Это очень сложный проект, требующий постоянного участия, устремленный в будущее, и поэтому для нас на данный момент он филантропический. Мы много коммуницируем. Нашим международным пиар-агентом является одно из лучших агентств в своей области – компания Brunswick Arts. В рамках некоммерческой части мы много работаем с художниками. Например, поддерживаем патронскую программу: когда молодым художникам (выбранным международным жюри, в состав которого вошли директора самых влиятельных музеев и кураторы с мировым именем) мы находим патронов – людей, которые финансово их поддерживают, оплачивают студии, стипендии, производство новых работ и являются менторами.

В плане развития мы очень надеемся на расширение присутствия зарубежных участников в будущем. Многие из них очень заинтересованы в выходе на российский рынок. Мы гордимся тем, что в списке самых влиятельных мировых галерей, составленном профессиональным ресурсом Artnet, есть большое количество галерей, которые участвуют в нашей ярмарке и с которыми мы ведем переговоры о сотрудничестве в будущем. Это показывает, что мы движемся в правильном направлении. Но это движение невозможно без партнеров. Поэтому мы очень благодарны Credit Suisse, Mercury Jewellery, Cadillac, ACJ, Guerlain и St. Regis за то,что они стали партнерами Cosmoscow 2015.

Pechersky Gallery

Cosmoscow

Какую часть арт-рынка занимает Cosmoscow?

В России объем арт-рынка просчитать довольно трудно, поэтому для нас основным критерием успеха является желание галеристов участвовать в ярмарке снова и снова. В прошлом году, когда мы вместе с галереями выбирали художников для участия в выставке, с их стороны раздавались опасения, что мы делаем что-то некоммерческое. А в итоге были проданы самые смелые и сложные для понимания проекты русских художников. Наши коллеги говорили, что 90% стендов были распроданы, а другие галеристы признавались, что во время Cosmoscow продали больше, чем за целый год.

Почему на ярмарках не указываются цены на предметы искусства?

Это технологии продаж, так заведено в этом бизнесе. Но в нашей ситуации это, скажем так, не всегда помогает. Иногда полезно, чтобы человек знал стоимость предмета. Иначе он может предположить, что произведение стоит дороже. А ведь если бы он видел реальную цену, то мог бы смелее вступить в контакт с галеристом. Тем не менее указывать цену или нет, конечно, остается на усмотрение галеристов. Стоимость произведения искусства похожа на стоимость акции. Из чего складывается стоимость работы современного художника? В частности, из его участия в выставках, наличия профессиональных призов в области современного искусства и номинаций, сотрудничества с профессиональными галереями с хорошим реноме. Вот, например, Сиприэн Гайяр – 35-летний французский художник. В 2010 году во время Fiac он получил премию Марселя Дюшана, которая в качестве награды дает возможность осуществления персональной выставки в Центре Помпиду, главном музее современного искусства Франции. После этого была премия берлинского Hamburger Bahnhof, и всего за два года молодой и никому до этого не известный художник попал в топовую галерею Sprueth Magers. Это вещи, которые становятся объективными из-за того, что совпадают много субъективных мнений авторитетных экспертов.

Gulnur Mukazhanova

Cosmoscow

Что будет представлено на Cosmoscow?

Современное искусство во всем его многообразии – от работ наиболее передовых российских художников до творений признанных мастеров с мировым именем, а именно работы более 130 авторов из более 40 городов мира. В рамках некоммерческой программы ярмарки пройдет выставка «Глазами коллекционера», благотворительный аукцион Off white в поддержку фонда «Обнаженные сердца» при поддержке Christie’s, образовательная и детская программы Cosmoscow и целый ряд параллельных выставочных проектов. На стенде Galería Javier López & Fer Francés, к примеру, будет соло-шоу американского художника Алекса Каца; ведущая лондонская галерея Blain|Southern Gallery представит работы Билла Виолы, Франческо Клементе, Мэтта Колишоу, Тима Нобла и Сью Вебстер, Рейчел Ховард, Линн Чедвик. Молодая галерея rosenfeld porchini покажет работы Антониса Донефа и Чао Лу. Галерея XL представит работы Александра Повзнера; галерея «Х.Л.А.М.» – произведения Арсения Жиляева, Ильи Долгова; галерея «21» – работы Наташи Данберг, Сергея Катрана; антверпенская галерея NK Gallery покажет, в частности, работы русской художницы Таисии Коротковой.