TASS / YAY
Излишняя любовь к риску и большим инвестициям, пронизывающая Кремниевую долину, опасна, а капитала, стекающегося в мировую технологическую мекку, слишком много. Так считает Билл Гарлей, известный американский венчурный инвестор и член советов директоров таких именитых компаний, как Uber и eBay. Больше того, он уверен, что за 2015 год мы увидим смерть одного или даже нескольких «единорогов» — компаний, чьи оценки прошли отметку $1 млрд.
По всей видимости, первым станет Evernote, предполагает Джош Диксон, глава блог-платформы Syrah, статью которого приводит Business Insider. Может быть. По крайней мере закрытие трех офисов и увольнение 47 человек, о котором компания объявила на этой неделе, стоит считать тревожным звонком.
Чем известна Evernote?
Evernote, привлекшая за все время существования около $300 млн, была основана россиянином Степаном Пачиковым в середине 2000-х и выпустила свой коммерческий продукт на рынок в 2008-м. Пачиков, который еще с начала 1990-х сотрудничал с Apple и работал в Silicon Graphics, стал в итоге звездой — российский инженер и предприниматель, переехавший в Кремниевую долину и построивший технологический бизнес мирового масштаба. В 2012 году Evernote была оценена более чем в $1 млрд, оценка в ходе последнего раунда — компания привлекала $20 млн от японской Nikkei — осталась неизвестной.
Evernote позволяет создавать заметки, синхронизировать файлы между устройствами, совместно работать над документами. Этим летом Evernote сообщила, что у нее 150 млн зарегистрированных пользователей (в основном — в США). В России и СНГ, по словам директора по развитию бизнеса в этом регионе Родиона Насакина, более 6 млн пользователей.
Много это или мало? В мае 2012 года у Evernote было 25 млн пользователей, в мае 2014 года — 100 млн; это показывает как быстро компания росла. В то же время у Dropbox — этот сервис для хранения и обмена файлами был запущен в 2008 году — больше 400 млн пользователей; у набирающего популярность у компаний и рабочих команд сервиса для общения и обмена информацией Slack, доступного с августа 2013 года, — более 1 млн пользователей (ежедневно обращающихся к сервису).
Evernote зарабатывает на продаже платных аккаунтов с дополнительными опциями (от $24,99 до $49,99 в год) и корпоративных аккаунтов ($12 в месяц с одного сотрудника). По словам Насакина, с изменением ценовой политики Evernote в апреле 2015 года выручка компании выросла на 60%. Показателей выручки компания не раскрывает, но участники рынка оценивают ее в $120–200 млн в год.
Что пошло не так?
Как и у Dropbox, основной продукт Evernote — сервис для работы с заметками и синхронизации файлов — не сильно изменился за годы жизни компании.
Рынок, на котором Evernote когда-то была пионером, постепенно стали занимать другие компании, специализирующиеся на отдельных функциях. «Продукты облачного хранения, вроде Dropbox, захватили одну часть потенциальной аудитории Evernote, системы проджект-менеджмента (вроде Asana или Podio) — вторую, а третья досталась мессенджерам», — говорит Артем Инютин, партнер венчурного фонда TMT Investments.
«У Evernote прекрасный основной продукт, — говорит бизнес-ангел Павел Черкашин. — Но то, что у Evernote прочная база, сформированная еще в 2012 году, еще не значит, что у компании нет проблем». Он отмечает, что компания слишком поздно выпустила мобильное приложение, а новые сервисы оказались не самыми удачными. За последний год Evernote выпустила мессенджер Work Chat, сервис для поиска релевантной твоим записям информации Context, приложение для быстрого сканирования iPhone Scannable (они бесплатны для пользователей), запустила мобильное приложение для Android, представила версии для Apple Watch и Android Wear и, наоборот, избавилась от посвященного еде и кулинарии Evernote Food.