Встреча лидеров «нормандской четверки» в Париже.

Встреча лидеров «нормандской четверки» в Париже.

REUTERS / Michel Euler

Саммит «нормандской четверки», прошедший в Париже 2 октября, позволил избежать надвигавшегося краха Минских соглашений и, как следствие, нового раунда конфронтации между Россией и Западом.

Ключевой политический итог саммита: негласная договоренность о переносе сроков реализации положений Минска-2 на 2016 год. Она снимает угрозу скорого введения новых европейских и американских санкций в отношении России, которые должны были вступить в силу, если бы до конца года Киев не получил контроль над донбасским участком границы. Действующие санкции теперь продлят минимум до июля 2016 года, возможно даже слегка смягчив, а вот ужесточения точно не будет. Это была главная цель Москвы, и она достигнута.

Вторая задача Москвы заключалась в том, чтобы добиться от Киева буквального выполнения политической части Минска-2, то есть «боснификации» Украины и включения в ее состав ДЛНР под контролем Москвы. Она пока не решена, и все, что известно об итогах парижского саммита, не дает оснований считать, что будет решена хоть когда-нибудь. Итоги саммита также не дают гарантий, что минский процесс завершится в 2016 году с каким-то положительным результатом. Пока все стороны избежали худшего – коллапса переговорного процесса – и согласились продолжить поиски магической формулы.

Киев, хоть и гневно осуждал «фейковые выборы» вместе с Западом, на самом деле был бы рад, если бы они состоялись

Судя по всему, Москва разменяла свое обещание отменить «фейковые местные выборы» в ДНР (18 октября) и ЛНР (1 ноября) на перенос Минска-2 на 2016 год. Формально выборы пока не отменены, но Путин уже дал поручение «переговорить» с лидерами республик, и решение будет приниматься по результатам встречи контактной группы 6 октября. Понятно, что «назначались эти выборы» с единственной целью – создать пространство для торга с Берлином и Парижем – и там и там понимали, что эти выборы вели к полному коллапсу Минска-2 и, возможно, даже к размораживанию конфликта.

Киев же, хоть и гневно осуждал «фейковые выборы» вместе с Западом, на самом деле был бы рад, если бы они состоялись. Украина бы вышла из минского процесса, обвинив в его срыве Москву, а ЕС и США не оставалось бы ничего иного, как ввести новые санкции. При этом Киев успешно избавлялся бы и от части Донбасса, и необходимости финансировать восстановление этих разрушенных войной территорий. Но в Москве это тоже понимали и с выгодой для себя убедили Берлин и Париж подтолкнуть Киев к обсуждению с ДЛНР практических деталей организации местных выборов по украинскому закону.

Это еще один важный результат саммита в Париже: зафиксировано, что Киев обязан разработать, согласовав с ДЛНР, новый специальный закон Украины о выборах в местные органы власти на не контролируемой Киевом территории и провести их под мониторингом ОБСЕ.