Девочка из российской глубинки, влюбившаяся в детстве в Шанель №5, открыла стартап, который перевернет мировую индустрию парфюмерии. Именно так представляет сайт американского Forbes Марию Нурисламову, 28-летнюю основательницу компании SсentBird. Даже если выбросить из этой истории мифы и упрощения, неизбежные для сюжетов в стиле «Миллионера из трущоб», то она все равно останется красивой.
Березники-Нью-Йорк
Мария в детстве действительно любила духи и помаду — как, наверное, и большинство девочек в мире. В Березниках, небольшом городе под Пермью, в конце 1980-х не было и речи о детской косметике, поэтому приходилось играть со взрослой — тюбики и флаконы через вымышленный «магазин» переходили от одних родственников к другим. Единственное, что нравилось Маше не меньше косметики — песенки на незнакомом языке, которые напевала тетя, учитель английского, за готовкой или уборкой.
Маша росла в семье преподавателя биологии, и не удивительно, что она решила заняться наукой. В Перми, куда семья Нурисламовых переехала, когда Маше было 14, она попала в математический класс, а оттуда — в Пермский политех, на факультет информатики. Но диплом системного программиста Нурисламова так и не получила: на четвертом курсе — был уже 2008 год — она отправилась в Нью-Йорк, где пошла изучать маркетинг в одну из бизнес-школ. Через какое-то время целеустремленная девушка стала руководителем трех региональных офисов в крупной американской компании по обучению скорочтению, работала с клиентами из NASA и Disney. А в 2013-м ушла в свой бизнес: организовала конференцию Beta Week, собрав американских бизнес-звезд в Москве: люди покупали билеты, чтобы послушать основателей Viber и партнеров известного американского стартап-акселератора Y Combinator. Тогда она уже была знакома с российскими IT-предпринимателями Сергеем Гусевым и Андреем Ребровым, с которыми спустя полгода она и открыла Scentbird.