Зрители во время концерта.

Зрители во время концерта.

REUTERS / Mike Segar

Российская рок-группа «Тараканы!» представила свой новый клип и песню (раньше она звучала только на концертах). Новость заключается в том, что это сознательно антивоенная, пацифистская песня – против войны вообще, против войны в головах. Важен сам факт появления такого жанра в русском роке в 2015 году.

Песни за мир и против войны в русском роке появлялись, безусловно, и раньше. Сегодня особенно заметно, что именно начало войны в Афганистане (1979) стало мощным толчком для всего русского рока 80-х. Музыкальная карьера Юрия Шевчука началась с песни «Не стреляй», исполненной в 1982 году на Первом всесоюзном конкурсе «Золотой камертон», где лидер ДДТ стал лауреатом. «Шар цвета хаки», знаменитый антимилитаристский гимн Вячеслава Бутусова, был вдохновлен ужасом, который вызывала тогда служба в армии – естественно, на фоне Афганистана.

Сознательная пацифистская позиция – это результат высокого уровня развития и рефлексии общества

Хотя все уже понимали, о чем эти песни, антивоенная риторика в те времена, по сути, совпадала с официальным государственным пафосом – противостояния «американской военщине». А авторы песен не занимали сознательных и последовательных антивоенных позиций просто в силу того, что не существовало такой культуры – пацифистской. Нужно понимать, что сознательная пацифистская позиция – это результат высокого уровня развития и рефлексии общества. В США, например, пацифизм как реальное движение оформился в 1960-е, в период массовых протестов против войны во Вьетнаме.

Слово «пацифизм» в СССР считалось почти ругательным (как и сейчас). Единственная уступка, на которую могла пойти идеология, – признать понятие гуманизма, хотя и с приставкой «советский». Такой советский гуманизм следовало отличать от «абстрактного гуманизма», то есть «утопического», «политически близорукого» и т.д.

Пацифизм у нас и сегодня в лучшем случае считают подвариантом идеализма, позицией «наивного человека», «мечтателя». До какого-то момента это определение можно было считать оправданным. Но после того как в мире появилось ядерное оружие, пацифистская позиция стала выбором сугубо прагматическим и даже рациональным. Он основан на простом расчете: количества смертоносного оружия в мире хватит для того, чтобы его уничтожить. Поэтому бояться нужно уже не столько врагов, сколько самих себя.