Олег Белозеров (в центре) на V Международном железнодорожном салоне техники и технологий EXPO 2015.

Олег Белозеров (в центре) на V Международном железнодорожном салоне техники и технологий EXPO 2015.

ИТАР-ТАСС / Бобылев Сергей

В «Российских железных дорогах» – новые кадровые перестановки. Олег Белозеров, ставший президентом госкомпании 21 августа, продолжает чистку рядов. Своих постов лишились три вице-президента. Одновременно правление монополии покинули главный бухгалтер и бывший старший советник президента.

Активность Белозерова можно понять – он должен навести порядок в весьма запущенном хозяйстве, оставшемся после Владимира Якунина. За 12 лет существования ОАО «РЖД» в России было построено лишь 900 км новых железных дорог (прибавка – 1%), пассажирские перевозки хронически убыточны, а грузовые, главный источник прибыли РЖД, не очень конкурентоспособны: путь грузового состава с Дальнего Востока до Центральной России в среднем занимает 20–30 дней. При этом РЖД еще и плотно сидят на бюджетных дотациях. В 2012 году госкомпания получила из казны более 150 млрд рублей, в 2013-м – 87 млрд, в 2014-м – 112 млрд.

Что успел сделать Белозеров?

Нашел 30 млрд рублей

Свое первое и пока единственное интервью Белозеров дал в конце сентября телеканалу «Вести». В нем дежурно звучали слова «оптимизация расходов», «прозрачность», «эффективность». Компания собирается ввести технологический и ценовой аудит для всех инвестиционных проектов. Компания улучшает процедуру закупок. Компания повышает тарифы на грузоперевозки, но прежде – публично обосновывает эти тарифы. Как по мановению волшебной палочки за два месяца работы Белозерова удалось сэкономить или, как выразился сам топ-менеджер на встрече с премьером Медведевым, «найти дополнительные источники» на 30 млрд рублей. В 2016 году благодаря все той же оптимизации госкомпания получит дополнительные 40 млрд рублей.

Столь быстро обнаруженные резервы для экономии вызывают не столько восхищение Белозеровым, сколько вопросы к экс-президенту Владимиру Якунину. Тот неоднократно говорил, что сокращать издержки госкомпании уже некуда. При этом одно лишь расследование, проведенное нашим изданием, показывало, что у РЖД есть группа связанных между собой подрядчиков, на которых в 2012–2013 годах пришлось 120 млрд рублей заказов – более трети всех подрядов железнодорожной монополии.

Станет ли Белозеров разбираться с такими перекосами? Пока открытый вопрос.

Поменял людей, ответственных за финансы и безопасность

В конце августа, выступая на своем первом оперативном совещании, Белозеров пообещал не устраивать кадровых чисток. «Революций не планирую. Все, что можно сделать поступательно, эволюционным путем, будем делать», – цитировала топ-менеджера отраслевая газета «Гудок».

Если кто-то после этих слов расслабился, то напрасно. Встряски начались уже через две недели. 16 сентября в отставку по собственному желанию ушел вице-президент РЖД по безопасности Александр Бобрешов. В 1990–1995 годах Бобрешов служил в ФСБ, а в феврале 2004 года стал замначальника департамента безопасности РЖД. За четыре месяца до этого Якунин был назначен первым вице-президентом госкомпании. Летом 2005 года Якунин получил пост главы РЖД, следом пошел на повышение и Бобрешов, став вице-президентом.

Безопасность на железнодорожном транспорте – значительная статья в бюджете монополии. В 2013 году на нее было потрачено 47 млрд рублей, в 2014-м – 45 млрд. Газета «Ведомости» писала, что родственники и бывшие партнеры Бобрешова периодически выигрывали тендеры РЖД.