Владимир Путин во время встречи с журналистами на заседании дискуссионного клуба «Валдай».

Владимир Путин во время встречи с журналистами на заседании дискуссионного клуба «Валдай».

REUTERS / RIA Novosti / Alexei Druzhinin

По исходному замыслу созданный в 2004 году Валдайский клуб был призван собрать экспертов и журналистов, преимущественно иностранных и влиятельных, а также российских чиновников и дать им возможность вместе послушать ответы Владимира Путина на вопросы, представляющие общий интерес. Чиновникам это было полезно для общего развития, однако основную нагрузку должны были нести именно эксперты и журналисты: именно им предстояло донести слово Путина – и его позитивный имидж – до западной публики, но в особенности – до зарубежных политических кругов. На ранних порах так и было. Первые заседания клуба были посвящены в основном вопросам, которые лучше всего суммировались в теме встречи 2004 года: «Россия на рубеже веков: надежды и реалии».

В последние годы главной темой Валдайского клуба стала геополитика. Изменился и состав участников. Западных экспертов, особенно академических, стало заметно меньше, хотя в заседаниях клуба продолжают охотно принимать участие советологи старой школы, для которых важно просто посмотреть на Путина и интерпретировать не столько его слова (они-то еще с советских времен знают, что таким словам не нужно придавать значения), сколько поведение. Российских чиновников стало заметно больше. Однако замысел остается неизменным: довести до мира взгляды Путина, создать почву для более позитивного восприятия его действий.

Надо признать, что недавние действия нашей страны в Сирии позитивно сказались на повестке дня встречи в том смысле, что у Путина появилась возможность вообще не затрагивать украинскую тему в основном выступлении, и это не создало когнитивного диссонанса в аудитории. Потом, правда, Путин не удержался и все-таки произнес свою коронную фразу о том, что он считает русских и украинцев одним народом. Но на то он и вольный формат, чтобы иной раз сказать что-нибудь этакое. В целом, однако, Сирия почти полностью заслонила другие темы. Участники встречи хотели узнать именно позицию Путина по сирийскому вопросу – и они ее узнали. Вопрос лишь в том, улучшилось ли в итоге восприятие России за рубежом.

Надо признать, что недавние действия нашей страны в Сирии позитивно сказались на повестке дня встречи

Строго говоря, выступление Путина началось не с Сирии, а с краткого исторического экскурса, охватившего период от Вестфальского мира (XVII век) до наших дней, за которым последовала грозная филиппика в адрес американской внешней политики с перечислением многих былых и нынешних обид. Не уверен, что эта преамбула убедила западных участников форума, но не важно: все это они слышали не раз. Затем, однако, Путин откликнулся-таки на ожидания аудитории и весьма обстоятельно осветил сирийскую тему.