TASS / AP / Czarek Sokolowski
В Польше завершились парламентские выборы. Победу на них одержала партия «Право и справедливость» («ПиС»), лидером которой является Ярослав Качиньский. Этот политик широко известен в России как минимум по причине того, что он является братом-близнецом Леха Качиньского, погибшего в результате авиакатастрофы под Смоленском. В течение года (2006–2007) Ярослав Качиньский занимал пост председателя правительства Польши. Ну а последние годы он был воплощением непримиримой оппозиции – боролся с правящей партией «Гражданская платформа».
Впрочем, предвыборную кампанию правящей партии вел не Качиньский. Лицом «Права и справедливости» была Беата Шидло. Летом она успешно провела президентскую кампанию и помогла избраться главой Польского государства Анджею Дуде. Осенью же Шидло (чья фамилия на русский переводится как «шило») трудилась ради собственного будущего. Она привела «ПиС» к победе и рассчитывает на пост премьера. Ее партия получает, по предварительным данным (официальные итоги выборов еще не оглашены), более 230 мандатов в Сейме, в котором всего 460 мест. Это значит, что «Право и справедливость», если захочет, может формировать кабинет министров в одиночку.
Беата Шидло наверняка возглавит правительство – этого хотят почти все. Польские избиратели точно предпочитают ее Ярославу Качиньскому, у которого рекордно высокий антирейтинг. Коллеги по партии тоже, скорее всего, даже если постесняются в этом признаться, предпочтут Шидло своему авторитарному пожилому лидеру. Соседям по ЕС Качиньский также не по душе. Он известен своей резко антинемецкой позицией. Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер уже четко выразил позицию Евросоюза, поздравив с победой именно Шидло. По его словам, он не сомневается в том, что именно она должна стать премьером.
Против, судя по всему, только несколько левых либералов и ближайшее окружение Качиньского. Первые боятся, что формальный лидер «Права и справедливости» не будет ни за что нести ответственность, но спрячется за спины своих коллег по партии и превратится в теневого кукловода. Вторые опасаются амбиций и способностей Шидло.
России, кстати, тоже удобнее было бы иметь дело именно с Беатой Шидло. Она уже высказывалась за прагматичные отношения с Москвой. А об Украине отзывалась достаточно прохладно. Однако для того, чтобы радоваться ее победе, Кремль должен захотеть о чем-либо договориться с Польшей. Ведь раньше Качиньский считался в Москве очень удобным партнером – на его недоговороспособность можно было свалить любое обострение двусторонних отношений. Даже европейцы скорее верили русским, чем скандальному польскому брату-близнецу погибшего президента.