ИТАР-ТАСС / Владимир Филонов
Впервые я понял, что что-то не так, когда в сентябре 1981 года попал сначала в Хабаровск, а потом в город N, на стройку века – гигантский завод, который должен был строить такие же гигантские подводные лодки, неумолимо разящие все, что плавает и живет. Я был там в качестве лейтенанта, брошенного из московской колыбели в мир металлургических цехов, силикатных казарм, Внутренних и Строительных войск. Там я впервые увидел продуктовые карточки. Вертикаль, подчинение и – сметана и творог как чудо, присланное «с материка».
С тех пор, понимая всю важность современной, замечательно вооруженной армии и ее модернизации, я страшусь вытеснения гражданской экономики куда-то в угол. Того, что российская экономика придет (или уже приходит) к формуле: сырьевая + аграрная + военная, где все остальное – по остаточному принципу.
Тот самый трамвай
Я приводил уже в своих статьях пример про единственный трамвай, произведенный в январе 2015 года в России. Но эта история имеет продолжение.
С февраля упоминания о производстве трамваев исчезают из статистики. В том же январе великой экономикой России сделаны четыре (4) троллейбуса, в феврале – 5, в марте – 14, в апреле – 10, в мае – 2. С июня 2015 года троллейбусов в статистике нет. Как же нам теперь садиться в ночи на синий троллейбус? И как же трястись на новеньком трамвае, взбирающемся в гору?
Трамвайный парк страны, насчитывающий 8700 вагонов, изношен на 85%. Заводов, делающих трамваи, три – как богатырей. Петербургский трамвайно-механический стал банкротом в 2013 году. Тот январский трамвай сделал не он.
Усть-Катавский вагоностроительный. В 2011 году стал филиалом Государственного космического научно-производственного центра имени Хруничева и теперь часть кооперации по разгонным блокам ракеты «Ангара». В марте в связи «со сложным положением на рынке трамваев» перевел работников трамвайного производства на четырехдневку. Но победил. Кажется, что в 2015 году несколько трамваев будут поставлены им в Петербург и Самару.
Уральский завод транспортного машиностроения. Часть знаменитого Уралвагонзавода. Может быть, он и сделал этот трамвай в январе 2015-го? По крайней мере его директор «выразил надежду, что рынок трамваев оживится».
Что еще? Кто-то выиграл в 2015 году тендер на десяток трамваев. Кто-то сочинил «лучший в мире» проект футуристического трамвая R1 («Черный самоцвет») и даже взял приз за дизайн. И – стоп-машина. Жалко, стыдно, бедно.
Фрегаты, корветы и белые речные теплоходы
Какое счастье на новом теплоходе, пахнущем не старым виниловым ковром и соляркой, а чистыми красками Гогена, пройти до Астрахани, почти что пролететь по сумасшедшей – до небес – Волге! Но счастье это недоступно.
Пароходы в России строит Объединенная судостроительная корпорация, это 80% судостроительных проектов. В 2015 году 90% ее доходов – от военного судостроения. Гражданских судов все меньше, военных все больше (примерно 50 на 50). Стоимость произведенных гражданских судов упала в 2015 году в шесть раз.