REUTERS / Mohamed Abd El Ghany

Утром 31 октября 2015 года российский пассажирский Airbus А321 авиакомпании MetroJet («Когалымавиа») потерпел крушение над Синайским полуостровом во время полета из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург. В результате катастрофы погибли 224 человека, находившиеся на борту. Причины катастрофы еще неизвестны, однако в числе наиболее вероятных версий сразу назвали техническую неисправность самолета, в первую очередь связанную с тем, что его возраст составлял 18 лет. До «Когалымавиа» он принадлежал турецкой компании Onur Air и ливанской Middle East Air. После катастрофы Ространснадзор выдал предписание MetroJet приостановить полеты самолетов A321, которые составляют большую часть авиапарка компании.

Около 53% всех аварий самолетов и 47% катастроф со смертельным исходом произошло с самолетами моложе восьми лет

Slon попытался разобраться, насколько критичен возраст самолета для безопасности его эксплуатации.

Существуют ли запреты на эксплуатацию старых самолетов?

Сразу после первых сообщений о катастрофе в Египте первый замглавы думской фракции от «Справедливой России» Михаил Емельянов предложил ввести запрет на эксплуатацию старых самолетов, установив ограничение 15 лет. По словам парламентария, он может внести такой законопроект в ближайшее время. Примечательно, что в конце 2013 года после катастрофы «Боинга-737» в Казани подобный законопроект уже вносила в Госдуму фракция «Единой России». Депутаты предлагали запретить эксплуатацию в России гражданских самолетов старше 20 лет и внести соответствующие поправки в Воздушный кодекс. Поправки должны были вступить в силу в 2017 году. Как говорилось в пояснительной записке, исключительно высокий возраст воздушных судов является одной из основных проблем в гражданской авиации России.

«Голословным и бездоказательным является утверждение, что возраст воздушного судна связан с безопасностью полетов. Это подтверждает вся столетняя история мировой гражданской авиации», – утверждала в 2013 году гендиректор «Трансаэро» Ольга Плешакова.

Однако в итоге негативный отзыв на законопроект дали одновременно в профильном комитете по транспорту и в российском правительстве. Так, по данным профильного комитета, ограничения на возраст парка приведут к сокращению числа рейсов, увеличению стоимости билетов, а также создадут конкурентные преимущества для иностранных перевозчиков. Более того, международная конвенция гражданской авиации не устанавливает какой-либо зависимости состояния пригодности воздушного судна от срока его эксплуатации. Но самое главное, запрет на старые самолеты, как сочли в комитете, «предоставит иностранным авиаперевозчикам определенные конкурентные преимущества на российском рынке авиаперевозок». В итоге законопроект был отклонен на ранней стадии и даже не дошел до первого чтения.