«Русский марш». Люблино.

«Русский марш». Люблино.

Артур Бондарь для Slon Magazine

«Русский марш» десять или пять лет назад – зигующая молодежь, хоругвеносцы, люди в каких-то псевдоантикварных шинелях и папахах, политики того типа, который только раз в году и может заинтересовать посторонних, имеющих потребность в каком-нибудь пугающем оппоненте, восходящем корнями к обществу «Память». Стандартный комментарий умеренного автора в конце нулевых звучал так, что мы видим, какие ужасные и агрессивные люди есть в российской уличной политике, как жаль, что Кремль с ними то ли заигрывает, то ли просто недостаточно их давит, и вообще интересно, кто именно из этих людей в колонне рано или поздно станет русским Гитлером.

Кто хотел, чтобы Кремль начал их давить – получите и распишитесь. Герои прошлых «Русских маршей» теперь либо за решеткой, как основатель ДПНИ Александр Белов-Поткин, либо почти за решеткой, как соратник Поткина Дмитрий Демушкин, которого к важной дате под конвоем увезли в Вологду на загадочную очную ставку с каким-то местным хулиганом. С теми, кого не посадили, тоже все не очень просто – еще в прошлом году события на Украине раскололи традиционную аудиторию «Русских маршей». Слишком многие националисты сумели примириться с «многонациональной эрэфией», простив ей ее многонациональность за прошлогодний намек на имперскую политику, и на «Русском марше» теперь этих людей нет. В либеральной среде десять лет было принято бояться «Русских маршей», и в этом году в газетных репортажах есть даже какая-то растерянность – пришли бояться, а бояться-то и некого. «Русский марш» побежден, и хотя репутация профессионального праздника националистов наверняка еще долго останется за днем 4 ноября, уже никто не скажет, что агрессивный национализм в России поднимает голову. Не поднимает, срублена голова. И кому стало лучше?

Кто узнает ту грозную партию Зюганова в нынешнем филиале администрации президента?

Можно предположить, что никому. Власть осталась такой же, как была, она ведет себя так же, как вела раньше, и если средний либерал в этом году может не бояться националистической угрозы с юга Москвы (в последние годы постоянным местом проведения марша стало удаленное от центра города Люблино), едва ли среднему либералу в связи с этим стало легче дышаться в путинской России. Она не изменилась, она вообще никогда не меняется, и превращение «Русского марша» из политической страшилки в почти правозащитное мероприятие (люди требуют свободы политзаключенным, прекращения войны на Украине и скандируют «Нет диктатуре») не влияет вообще ни на что.