Участники митинга в поддержку Владимира Путина.

Участники митинга в поддержку Владимира Путина.

ИТАР-ТАСС / Елена Пальм

Можно ли верить цифрам 86% или 90%? Что они отражают?

Более 80% граждан поддерживают Путина, одновременно на чем свет костеря местную власть и жалуясь на тяжелые условия жизни. Разумеется, возникают подозрения, что эти цифры недостоверны. Однако сбой заложен в самом вопросе. Та или иная цифра, получаемая в количественном исследовании, не является ни истинной, ни ложной. Доверять ей – все равно что верить в нумерологию, колдовство или заговор.

Почти сто лет назад Пол Лазарсфельд, один из признанных мэтров опросной технологии, отметил, что заданный вопрос отнюдь не всегда отражает ожидания задающего. То есть если мы хотим узнать показатели доверия и поддержки, нельзя спрашивать о них напрямую, поскольку в результате мы можем померить все, что угодно (настроение, расположенность к собеседнику, пересказ текущих новостей и т.д.), но не поддержку.

Доверие цифре из соцопроса – нерелевантная категория

Австрийский философ Иван Иллич называл такие слова, как «поддержка», «защита», «одобрение», «демократия», «справедливость» и им подобные, – амебными. Их значения расплылись, размножились, и мы можем с легкостью использовать их, не опасаясь недопонимания. Ведь каждый волен вкладывать в них собственный смысл. Поэтому прежде, чем спрашивать о конкретных цифрах доверия, неплохо бы разобраться, что лично вы понимаете под таковым, а уже на втором шаге прослушать разговоры с респондентами и сопоставить их представления с собственными.

Доверие цифре из соцопроса – нерелевантная категория. Можно говорить о надежности и валидности измерения, что подтверждают многочисленные замеры, в которых рейтинг президента вполне устойчив (надежность) и объясним внешними факторами (валидность). И отражает эта цифра прежде всего ответ на вопрос о доверии, заданный в определенных обстоятельствах и формулировке. С ними и следует разбираться. Показатель рейтинга бессмыслен без социального контекста.

Влияют ли самоцензура у респондентов и их страх перед властью на результаты опросов? Учитывается ли это методикой?

Страх перед властью и последующий выбор под давлением этого страха социально одобряемых ответов сильно преувеличен. Раз за разом прослушивая аудиозаписи (а это, пожалуй, основное достижение автоматизации массовых опросов), мы чрезвычайно редко обнаруживаем признаки страха. Те немногие, кто сомневается в ответе, испытывают все, что угодно (недоумение, безразличие, подмену понятий и т.д.), но не страх. Российское общество действительно видит в фигуре президента опору и не желает воспринимать критические аргументы.

«Все решено, и не стоит на это тратить время» – довод, которым раз за разом респонденты объясняют свою позицию

Основная проблема вопросов, связанных с политической повесткой, не в чувстве страха, а в безразличии респондентов и их чувстве отчужденности от политических решений. «Все решено, и не стоит на это тратить время» – довод, которым раз за разом респонденты объясняют свою позицию, если интервьюер настаивает на этом. Поэтому опросная методика во всем мире все больше настраивается не на поиск и преодоление боязни в политических опросах, а на идентификацию включения и исключения граждан из политической повестки. Приемов для этого множество, начиная от анкетных вопросов, замеряющих вовлеченность респондента в политический дискурс, и заканчивая обогащением мнения (когда специальным образом изучается информированное общественное мнение, о чем много писал в свое время социолог Борис Докторов) или предварительным информированием респондента о контексте, в котором задается вопрос.

Что такое качественно проведенный опрос?

Надо понимать, как работают опросные технологии. Вот уже двадцать лет доминирующей теоретической рамкой для массовых опросов во всем мире остается теория общей ошибки. Суть ее в том, что не только нет правильных и истинных исследований, но и сама идея истинности в изучении общественного мнения ложна. Все, что мы можем знать и на что должны тратить свои усилия, – это работа со смещениями, отклонениями проектируемых величин от измеренных теми или иными средствами. Понимание цифры возможно через ее сопоставление с другими цифрами и способами их получения (и это не обязательно только тренды). Основная проблема с социальными опросами в России состоит в том, что эта теоретическая рамка так и не прижилась.

Если же мы отказываемся смотреть на отдельно взятую цифру как на магическую субстанцию, то вопрос о доверии трансформируется в вопрос о качестве аргументации и анализа.