Антииндийская демонстрация в Кашмире.

Антииндийская демонстрация в Кашмире.

REUTERS / Danish Ismail

Ядерный конфликт между Пакистаном и Индией «очень реален», но большинством стран не рассматривается всерьез. Недавно американский военный аналитик Фрэн Хоффман предложил называть такие явления «розовыми фламинго». По сути, это четко прогнозируемые события, которые могут угрожать мировому порядку, но игнорируемые властями. По оценке издания Quartz, сегодня Пакистан и Индия находятся в состоянии зыбкого мира и любое событие, вроде Каргильского кризиса 1999 года или атаки на индийский парламент 2001 года, может это состояние нарушить.

Индия и Пакистан начали вооруженную конфронтацию с 1947 года, практически сразу после того, как оба государства получили независимость от Великобритании. Вместе с независимостью пришли и территориальные споры. Причем за это время между странами состоялись три полноценных вооруженных конфликта, последний из которых завершился в 1971 году. Пакистан тогда потерял половину своей территории, впоследствии ставшей Бангладеш. Сегодня стороны ведут спор из-за Кашмира, по которому проходит так называемая линия контроля.

И Индия, и Пакистан пока поддерживают видимость сотрудничества, сквозь которую сквозит взаимная неприязнь. Например, Дели иногда поставляет Исламабаду военные грузовики и форму для солдат. При этом с 2004 года в Индии действует доктрина «холодный старт». Согласно этому документу в случае военного конфликта с Пакистаном в Индии на службу в течение 72 часов будут мобилизованы полмиллиона человек. Пакистан же, официально присоединившийся к «ядерному клубу» в 1998 году, в своей стратегии национальной безопасности говорит о праве первого ядерного удара.

Противостояние Дели и Исламабада сложно назвать «розовым фламинго». Дело в том, что оно как пресловутый «зомби-апокалипсис» для медиков

Показательно также, что если Индия проводит испытания новых или уже существующих ракет – носителей ядерного оружия, то вскоре такие же испытания проводит и Пакистан. И наоборот. Если Индия проводит учения, они нередко проходят и в штате Джамму и Кашмир, недалеко от границы с Пакистаном. Исламабад после этого устраивает собственные учения. С ракетами и беспилотниками. По данным Стокгольмского института исследования проблем мира, Пакистан сегодня располагает 110 ядерными боезарядами, Индия – сотней. При этом обе страны плавно наращивают арсенал. Так, Исламабад к 2020 году может обзавестись уже двумя сотнями ядерных боезарядов.