Getty Images

«Шарли эбдо» совершает очередную отвратительную глупость. На этот раз журнал публикует карикатуры на крушение российского аэробуса в Египте. Дескать, вот чем Россия бомбит арабов: трупами собственных граждан и обломками фюзеляжа. Нельзя сказать, что «Шарли» удалось удивить публику: такого рода публикации как раз являются фирменным стилем журнала. Перед этим была, например, карикатура, посвященная погибшему в Европе мальчику-беженцу из Сирии, идущая вразрез с любыми представлениями об этике.

Стоит даже признать, что после подобных публикаций история о пророке Мухаммеде тоже выглядит в несколько ином свете. Можно допустить, что мусульманам столь же неприятно видеть карикатуру на основателя своей религии, как нам – ироническое изображение сограждан, падающих с неба из разбившегося лайнера. Хамство «Шарли» теперь в общем-то повод испытать эмпатию к мусульманам, и это хорошо.

Но это только половина истории и не самая важная. Стоит напомнить, что мировыми знаменитостями журналисты «Шарли» стали не после публикаций карикатур на пророка, но после того, как значительная часть редакции погибла из-за атаки террористов в январе 2015 года. Люди были солидарны с «Шарли» не потому, что им нравились их карикатуры, но потому, что они считали недопустимым убийства людей из-за картинок.

Если есть люди, которые рисуют плохие картинки, это не повод их убивать, и поэтому я все еще «Шарли». В этом смысле после последних публикаций ровным счетом ничего не изменилось. Мы можем говорить, что «Шарли» – отвратительный журнал, можем взывать к совести журналистов, бойкотировать его продажи. Но если мы сами хотим быть свободными, мы должны сохранять неприятную для нас свободу других. Плохой сатирический журнал не должен быть ни уничтожен, ни закрыт, – и поэтому я снова «Шарли».

Новая граница между Западом и Востоком

Проблема «Шарли» совсем не в том, что раньше он рисовал карикатуры на безразличных и, может быть, даже неприятных для нас персонажей, и тогда мы его защищали, а теперь начал рисовать карикатуры на нас – и мы вдруг ощутили солидарность с мусульманами. Проблема в том, что люди западной цивилизации вынуждены защищать право на существование того, что нам не нравится (если только это нечто не связано с буквальным насилием, как в случае с терроризмом, к примеру), для того, чтобы наш собственный образ жизни в итоге тоже не оказался под ударом. Потому что нет никаких сомнений в том, что для тех или иных групп наша жизнь, поступки и суждения могут быть не менее отвратительными, чем публикации «Шарли».