REUTERS / Daniel Aguilar
В последние годы в Мексике возникло несколько новых наркокартелей, которые выбиваются из традиционных, уже ставших фольклорными представлений о подобных организациях. Их характеризуют новые, подчас курьезные способы самовыражения, неожиданные побочные бизнес-интересы, а также интерес к медиа в широком смысле. Вопреки господствующему мнению о консервативности подобных структур мексиканские преступные группировки оказываются очень чутки к веяниям времени.
Новое поколение
В минувшие выходные в штате Керетаро был задержан Мартин Эль-Себольон Наварро, возглавлявший ячейку картеля «Халиско – новое поколение» (КХНП) в соседнем регионе, Гуанахуато. Примечательно, что 18 месяцев назад этот сорокалетний мужчина уже задерживался вместе с шестью подельниками по обвинению в незаконной врезке в транспортную инфраструктуру «Пемекса». Тогда сотрудники правоохранительных органов изъяли у Эль-Себольона 275 тысяч литров дизельного топлива, а также оружие и наркотики. Однако неизвестно как, но он оказался на свободе.
Теперь же эмиссар КХНП обвиняется в убийстве избранного мэра города Херекуаро, Рохелио Санчеса, которое произошло в июне этого года, всего две недели спустя после акта народного волеизъявления. Более того, как утверждает газета «Эль Экономиста», именно Мартин Наварро сбил из РПГ советского производства вертолет ВВС Мексики 1 мая 2015 года в штате Халиско, в результате чего погибли 11 человек. После той беспрецедентной атаки международная пресса окрестила КХНП «самым опасным картелем в Мексике».
Остающиеся загадкой обстоятельства освобождения криминального авторитета не только в очередной раз бросают тень на мексиканскую Фемиду, но и являются еще одним доказательством всевозрастающего могущества КХНП, преступной группы, о которой еще несколько лет назад никто не слышал и которая с каждым разом делает все более серьезные заявки на криминальное лидерство в регионе.
Мексиканские власти и пресса утверждают, что в настоящее время на территории страны действуют в общей сложности девять наркокартелей, на услужении у которых находятся еще по крайней мере 35 банд. В свою очередь американское Управление по борьбе с наркотиками (ДЕА) в этом году решило списать со счетов картель Тихуаны и уже даже не упоминает его в своих отчетах, заявляя, что латиноамериканская республика поделена между восьмью организованными преступными сообществами. Однако, по данным мексиканской Генпрокуратуры, в штате Северная Нижняя Калифорния по-прежнему действуют три ячейки этой преступной организации, находящейся, что необычно, в подчинении у женщины, Энедины Арельяно-Феликс.
Когда публика в панике разбежалась, преступники оставили на танцполе пять человеческих голов и кусок картона с посланием о том, что «Семья не убивает за деньги»
Помимо картеля Тихуаны, из исторических ОПГ свои позиции здесь сохраняют всего три: картели Мексиканского залива, Хуареса и Синалоа. Последний без преувеличения является самой могущественной криминальной корпорацией не только в Мексике, но и во всем Западном полушарии, а его лидера, Хоакина Эль-Чапо Гусмана, в голливудском стиле сбежавшего в прошлом июле из тюрьмы строгого режима (уже во второй раз), сейчас ищут по всей Латинской Америке. Остальные криминальные структуры, фигурирующие в списках ДЕА и мексиканских властей, за исключением «Лос-Сетас», которая возникла на рубеже нового тысячелетия, являются продуктами последних десяти лет: это картели братьев Бельтран-Лейва, КХНП, «Мичоаканская семья» и «Тамплиеры».