Фермер в Колорадо.

Фермер в Колорадо.

Getty Images / The Denver Post / Craig F. Walker

Согласно расхожему мнению, средний класс – краеугольный камень Соединенных Штатов Америки. По широко распространенной легенде, благодаря типично американскому сочетанию настойчивости, трудолюбия и предпринимательского духа средний класс превратился в самую богатую, здоровую и довольную социальную группу за всю историю человечества. Средний класс обезопасил мир для распространения демократии, а затем помог и обогатить его. Подобные заявления – очевидность.

Как очевидно и то, что этот нарратив не выдерживает пристального анализа вот уже много лет. Медианная зарплата в Америке не меняется практически с конца 1970-х, а заработки людей со средним и незаконченным средним образованием падают в реальном исчислении. Рост уровня образования тоже замедляется: по традиции каждое новое поколение американцев было образовано лучше, чем предшествующее ему, но образование, полученное поколением, родившимся в конце XX века, с высокой вероятностью не отличается от образования их родителей, зато стоит гораздо больших денег.

Однако, несмотря на все эти проблемы, привычный нарратив продолжал цепляться за жизнь до тех пор, пока два скромных экономиста из Принстонского университета, Ангус Дитон и Энн Кейс, не вогнали кол прямо ему в сердце. Их недавняя статья под названием «Рост заболеваний и смертности в среднем возрасте среди белых американцев в XXI веке» должна поставить крест на любых остаточных иллюзиях по поводу «исключительности» американского среднего класса (по крайней мере при условии, что мы определяем «исключительный» как нечто хорошее).

Это очень важное событие, прецедентов которому в американской истории еще не было

Америка, описанная в короткой и полной графиков статье Дитона и Кейс, имеет очень мало общего с историей про оптимистичное, трудолюбивое и преуспевающее общество. В отличие от других этнических групп за последние 15 лет уровень смертности среди белых американцев среднего возраста увеличился в первую очередь из-за наркотической зависимости, алкоголизма, самоубийств и других форм членовредительства.