На церемонии открытия британского парламента

На церемонии открытия британского парламента

REUTERS / Matt Dunham

В свое время один из главных авторов идеи «Большой Европы», Шарль де Голль дважды накладывал вето на вступление Великобритании в ЕЭС. Французский лидер скорее готов был поверить, что придет время и он будет работать над созданием общего европейского дома с Советским Союзом, чем в то, что Великобритания готова служить общим европейским принципам.

После неожиданной победы консерваторов на парламентских выборах в мае 2015 года стало ясно, что референдум о будущем Великобритании в ЕС неизбежен. Лондон давно давал понять Евросоюзу, что настало время реформ и британцы всерьез намерены пересмотреть правила игры в свою пользу. Референдум о будущем Великобритании в ЕС стал одним из главных предвыборных обещаний вновь избранного премьер-министра Дэвида Кэмерона, которое позволило ему не только завоевать голоса избирателей, но и избежать раскола внутри консервативной партии, где очень популярны настроения евроскептиков.

По данным последних опросов общественного мнения, от 40% до 51% британцев выступают за выход Великобритании из ЕС

Глава британского правительства не раз заявлял о том, что он против выхода Великобритании из ЕС, но будет настаивать на реформировании Евросоюза, чтобы защитить национальные интересы страны. По мнению британского истеблишмента, для комфортного существования внутри ЕС Великобритании всего лишь необходимо сократить объем выплат в бюджет Евросоюза, ограничить миграцию из стран ЕС и обеспечить контроль собственных границ. Новость о грядущем референдуме появилась в разгар греческого кризиса неслучайно. Лондон выбрал удачное время для политического давления на правящие круги Европы, которые во что бы то ни стало пытались избежать выхода Греции из еврозоны, и перспектива выхода Великобритании из ЕС не способствовала улучшению политического климата в Евросоюзе. Говоря о референдуме и реформах, британцы в течение нескольких месяцев не выдвигали конкретных требований, а лишь намекали на желаемые изменения внутри ЕС.

Десятого ноября Дэвид Кэмерон в своем письме председателю Европейского союза Дональду Туску изложил эти требования. Многими в Евросоюзе данный документ был воспринят как письмо с угрозами. На родине же британский премьер подвергся жесткой критике в первую очередь со стороны однопартийцев, которые были возмущены незначительностью предлагаемых реформ. «И это все?» – вопрошали в британском парламенте коллеги Кэмерона по Консервативной партии, которые готовы оставаться в ЕС лишь в том случае, если Великобритания вернет себе полный контроль над внешней торговлей, сократит финансирование бюджета Брюсселя, а самое главное, сможет полностью контролировать иммиграционные потоки.