REUTERS/Charles Platiau

Региональные власти могут устанавливать собственные законы, которые регулируют противоправное поведение граждан, – это заложено в принципах федерализма нашей страны. Хороший пример – шум соседей в ночное время. Российский Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) не предполагает ответственности за подобного рода проступки. Такое поведение регулируется административным законодательством или отдельными законами субъектов Федерации. Поэтому в каких-то регионах за ночной шум могут последовать санкции (обычно штрафы), а в каких-то не последовать вовсе (если закон еще не принят).

Предполагается, что большая часть нарушений общественного порядка должна фиксироваться территориальными органами МВД. И это отсылает нас к тому, что изменилось в структуре полиции за последние несколько лет.

Служим тому, кто платит

До реформы МВД 2011–2012 годов для каждого отдела полиции, работающего с населением, было как минимум два, а то и три источника средств: федеральное финансирование, поступления из регионального бюджета и иногда – надбавки от местных властей. Большая часть тех, кто работал непосредственно с населением (патрульные, участковые или школьные инспекторы), либо полностью работали за счет региональных бюджетов, либо получали из этих источников добавки к окладу.

В 1990-х и начале 2000-х годов поддержка регионами и муниципалитетами слабо обеспеченной милиции была существенной для финансирования отделов МВД, и прежде всего для тех, кто составлял основу милиции общественной безопасности. Взамен местные власти могли надеяться на участие милиционеров в охране общественного порядка на массовых мероприятиях и на работу по выявлению правонарушений по региональным административным кодексам. Это те аспекты, которые волнуют население и местные власти прежде всего, – благоустройство и санитарная обстановка, шум ночью во дворах, конфликты соседей (так называемые семейные дебоширы), выгул собак и проблемы бездомных животных. Кстати, многие вытрезвители также содержались за счет местных средств.

Сразу после реформы МВД наметилось отстранение полицейских от нужд местной власти

Правда, это двойное или тройное финансирование порождало недовольство: и без того невысокие зарплаты и материальное обеспечение (форма, средства на транспорт) выдавались не одновременно. И часто сотрудники в одном и том же подразделении получали при прочих равных разное довольствие в зависимости от того, из каких средств финансировалась должность.

Точку поставила реформа – полиция была повсеместно переведена на федеральное финансирование, вне зависимости от того, на какой должности работает сотрудник. Довольствие и материальное обеспечение подразделениям было увеличено, а штат сокращен. Хотя задачи по охране общественного порядка и содействию местным властям остались приоритетными для ведомства де-юре (см. закон о полиции), де-факто уже сразу после реформы наметилось отстранение полицейских от нужд местной власти.