В пятницу, 13-го Госдума одобрила в первом чтении проект федерального бюджета-2016. Бюджет принимается на один год, дефицит составит 2,36 трлн рублей, а предполагаемый уровень инфляции не должен превышать 6,4%. Последующие чтения главного финансового документа состоятся в начале декабря.

Если описывать принимаемый бюджет в нескольких словах, то можно сказать так: еще меньше прозрачности, еще больше расходов на оборону в номинальном выражении и резкое снижение расходов на человеческий капитал. Первый раз эта тенденция проявилась так ярко в феврале 2015-го в рамках секвестра социальных обязательств. Теперь этот тренд усиливается. Развитие человеческого потенциала оказывается на периферии бюджета.

С точки зрения текущей экономической ситуации сокращение общего объема расходов вполне уместно. Хотя можно предположить, что в кризис стоило бы накачивать экономику деньгами, в том числе и через бюджет. Но такая мера была бы не совсем логичной. У нас сейчас уровень расходов выше докризисного периода. Иными словами, вместо классической контрциклической политики, когда в период кризиса расходы увеличиваются и по мере выхода из сложной ситуации снижаются до прежнего уровня, расходы российского бюджета так и не снизились. Скорее даже наоборот, они остаются выше докризисного уровня (2007–2008) на 2–3% ВВП в последние годы.

Второе соображение, почему увеличение расходов сейчас было бы затруднительно, – остаются большие вопросы с доходной частью бюджета. Неясно, за счет чего без существенных рисков для всей системы финансировать какое-либо их увеличение. Поэтому в общем и целом курс на сдерживание расходов вполне обоснован. Другое дело, за счет чего решается вопрос экономии.