Во время массовых беспорядков на площади Независимости.

Во время массовых беспорядков на площади Независимости.

ИТАР-ТАСС/ Евгений Малолетка

Давеча мой хороший знакомый Максим Горюнов написал текст о том, что Беларусь – это та самая Россия, которая будет дана в ощущениях всем и каждому в недалеком будущем. Мол, жесткая вертикаль, государство-монополист, регулярная прополка общественных инициатив и прочий общественно-политический Босх.

Вот только всматриваться в Минск бессмысленно. Потому что нынешняя Беларусь – всего лишь порождение все той же нефтегазовой российской трубы. Вся стабильность страны зиждется на ренте и перераспределении. Все это канет в небытие вместе с памятью о профицитах бюджета. А вот в кого и правда нужно всматриваться Москве, так это в Украину.

Жупелы наших отцов

Украинский жупел для российского обывателя привычен. Сравнивать российский штиль с украинскими ураганами удобно и приятно для команды и пассажиров. Политические битвы, жесткая конкуренция, гражданское общество и несанкционированные митинги – четыре всадника апокалипсиса в сознании российского обывателя выглядят именно так. Украиной принято пугать, а термин «украинизация» звучит уже не столько национально-языковыми оттенками, сколько общественно-политическими.

Российская стабильность сродни той, что была у Украины три года назад. Российский «Титаник» отличается от украинского масштабами, но это определяет лишь сроки, а не судьбу

Впрочем, так уж повелось, что любые недостатки – это прямое следствие достоинств, и наоборот. Российско-белорусская стабильность рождается из обычного коктейля: государственная монополия на ресурсы, которые приносят основной доход государству. В таком уравнении довольно просто обменивать политические свободы на холодильник по формуле «пока я ем – я глух и нем». Как только ресурсы кончаются – ситуация меняется.

Айсберги и «титаники»

Вспомните 2012-й год. На Украине это было время, когда Партия регионов казалась железобетонно безальтернативной. Депутаты в парламенте перебегали в правящее большинство, а избранные от оппозиции мэры нередко переприсягали властной вертикали. Любые рассуждения о том, что выбранная Виктором Януковичем дорога ведет страну в пропасть, спотыкались о железобетонный курс гривны. Все разговоры о том, что экономика доживает последние «сытые» месяцы, упирались в инфраструктурные стройки к Евро-2012.