REUTERS / Athit Perawongmetha
Нынешняя авиационная осень оказалась богатой на события. Китайские и японские производители показали опытные образцы своей продукции. А когда с Востока приходят такие вести, то обычно говорят о том, что засилье традиционных производителей скоро закончится. Но в данном случае ни Boeing, ни Airbus ничего не угрожает. В мире развернулась борьба за ту часть рынка, из которой два доминирующих игрока давно ушли. А вот поиск новых направлений для тех, кто все же рискует заниматься производством самолетов, становится все более актуальным.
Неутолимый внутренний спрос
В самом начале ноября состоялась презентация новинки китайского авиапрома, который и сам является новинкой. Предыдущая попытка начать строить собственные воздушные суда была предпринята в Поднебесной 35 лет назад. Тогда с не меньшим, чем нынешний, размахом была презентована продукция Шанхайского авиастроительного завода (SAMF) – Shanghai Y-10. Но в серию это воздушное судно так и не пошло – внутреннего спроса на него не было, даже несмотря на решения партии и правительства.
В итоге шанхайские авиастроители купили лицензию на сборку американского McDonnell Douglas MD-80, долгие годы бороздившего просторы пятого китайского океана. Сегодня ситуация выглядит принципиально иной. Представленный вниманию широкой публики C919 не только по вместимости (до 168 человек), но и по внешнему виду, ряду узлов и компонентов очень напоминает Airbus. Учитывая способность китайцев разбирать чужое и конструировать свое, этому не стоит удивляться.