Антитеррористическая операция в Брюсселе в связи с парижскими терактами.

Антитеррористическая операция в Брюсселе в связи с парижскими терактами.

TASS / ZUMA / Danny Gys

Семнадцатого ноября Россия официально подтвердила, что лайнер A321, разбившийся в Египте, потерпел крушение в результате теракта. Последовало обещание найти и «покарать» виновников (такое поручение Владимир Путин дал силовикам на совещании в Кремле). Позднее президентский пресс-секретарь Дмитрий Песков уточнил, что организаторов теракта приказано «уничтожить».

Точечная ликвидация

«Целевые убийства» (targeted killings) или «точечные ликвидации» – явление, которое не согласуется с рядом норм международного права. В частности, Европейской конвенцией о правах человека. Которая (статья 2) гарантирует право на жизнь и гласит, что никто не может быть лишен жизни иначе как по приговору суда (предусмотрены исключения, однако напрямую внесудебные ликвидации они не оправдывают – в их числе защита людей от противоправного насилия, предотвращение побега арестантов и подавление мятежа).

Практика «целевых убийств» критиковалась на международном уровне (так, после гибели духовного лидера ХАМАС Ахмеда Ясина, убитого в результате ракетного удара с израильского вертолета, Комиссия ООН по правам человека приняла резолюцию, осуждающую действия израильской армии). Однако для стран, где практикуются внесудебные ликвидации, эта критика не слишком значительный аргумент. Местные власти в общем не скрывают, что подобная практика существует, и заявляют, что закону она не противоречит.

Обещания «найти и уничтожить» от российской власти можно было услышать и в прошлом. К примеру, в 2006 году, после похищения и убийства российских дипломатов в Ираке. Текст с формулировкой «принять все меры для поиска и уничтожения убийц» есть на сайте Кремля (один из лидеров «Аль-Каиды», которого считали причастным к этому преступлению, позднее действительно был убит – правда, его застрелили не российские силовики, а американские военные в ходе операции в Багдаде). Можно вспомнить и путинское обещание 1999 года – после бомбардировок Грозного – о том, что террористов будут «мочить в сортире».

Как обосновывают подобные действия в Кремле? Как правило, ссылками на 51-ю статью Устава ООН – о праве государств на самооборону. Ее упоминал и Дмитрий Песков, комментируя совещание по теракту на борту A321 и заявляя, что «Россия все свои действия в плане борьбы с терроризмом осуществляет в строгом соответствии с нормами и принципами международного права».