EPA / KERIM OKTEN
Обострение в российско-турецких отношениях может привести к свертыванию взаимных проектов. Как объяснил премьер-министр России Дмитрий Медведев, российская сторона готовится принять полномасштабные санкции против Турции и запретить импорт турецких товаров. Однако есть сфера, где две страны не могут обойтись друг без друга, – это поставки газа.
У российского и турецкого рынка газа много общего: в каждой стране есть свой монополист. При этом если Россия является чистым экспортером газа, то Турция выступает его чистым импортером. Более того, именно Анкара помогает Москве блокировать все планы Украины или Болгарии развивать СПГ-терминалы на Черном море: таким танкерам запрещен проход через турецкие проливы по соображениям безопасности.
Еще до того, как Дмитрий Медведев объявил торговую войну турецким товарам, 8 октября 2015 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган пригрозил свернуть экономическое сотрудничество с Россией. Поводом для такого громкого заявления стало нарушение российским самолетом турецкого воздушного пространства, хотя оно и не привело на тот момент к печальным последствиям. «Наши хорошие отношения с Россией известны. Но если Россия потеряет такого друга, как Турция, с которым она сотрудничает по такому большому количеству вопросов, она потеряет многое и должна знать об этом», – заявил турецкий президент. В частности, по его словам, Турция может пересмотреть вопрос о закупках российского газа. При этом речь идет не столько о проекте газопровода «Турецкий поток» по дну Черного моря, который существует пока только на бумаге, сколько о вполне реальных объемах газа, ежегодно поставляемых из России в Турцию.
Откуда в Турции свой «Газпром»?
В 2014 году «Газпром» поставил в Турцию 27,4 млрд кубометров газа – это составляет 67% всего импорта трубопроводного газа Турцией и 56% потребления этого топлива в стране, что делает ее вторым по важности потребителем российского газа после Германии.
При этом, несмотря на повсеместную ориентацию на зеленую энергетику в развитых странах мира, Турция – одна из немногих стран региона, где потребление газа только растет каждый год. К 2014 году страна стала потреблять 48 млрд кубометров газа: в основном топливо используется для получения электроэнергии, строительства и промышленности.
Система турецкого рынка напоминает российские реалии с точностью до наоборот.