Протест против строительства Никарагуанского канала. 2014

Протест против строительства Никарагуанского канала. 2014

AP / TASS / Esteban Felix

Начало строительства Никарагуанского канала, который должен стать альтернативой межокеанскому пути в Панаме, вновь отложено. Как сообщается в коммюнике, распространенном на минувшей неделе главным концессионером этого проекта, гонконгской корпорацией HKND, возведение шлюзов и земляные работы должны стартовать в конце 2016 года. Причины отсрочки при этом не детализируются, и задержка якобы связана с «оптимизацией параметров дизайна канала». Однако, как стало известно в минувшем октябре, при обвале фондового рынка в Китае владелец HKND Ван Цзин потерял почти 85% личного состояния. В таких условиях никарагуанская стройка века может попросту не состояться, как это бывало уже не раз.

История Никарагуа помнит более 70 провальных попыток построить судоходный канал, соединяющий Тихий океан с Карибским морем. Однако местные каудильо снова и снова достают из чулана эту порядком потрепанную национальную идею и обещают с ее помощью покончить с бедностью, в которой сейчас живут 47% населения страны. Так и нынешний президент центральноамериканской республики, сандинист Даниэль Ортега, настолько загорелся этим прибыльным проектом, что в рекордные сроки, буквально за один день, законодательно оформил господину Вану концессию на возведение канала на 50 лет, с правом продления еще на полвека. Самое забавное, что никакой ответственности в случае невыполнения обязательств для HKND этот документ не предполагает.

На момент принятия Национальной ассамблеей Никарагуа в июне 2013 года закона о предоставлении HKND концессии на строительство канала не только не существовало исследований, подтверждающих состоятельность проекта, но даже не был известен его точный маршрут. Лишь год спустя, в начале июля 2014 года, господин Ван официально представил его в никарагуанской столице Манагуа, провозгласив, что «это будет самая большая стройка в истории человечества». С Тихого океана заход в шлюзы будет осуществляться через порт Пуэрто-Брито, который еще предстоит построить; пока на его месте расположен небольшой рыбацкий поселок. Преодолев 278 км пути, корабли будут выходить в Карибское море через терминал в Пунта-Агила.

Однако ни сколь-либо подробной технической документации, ни авторитетного заключения экологов по проекту на тот момент по-прежнему не было в природе. И это притом, что 105 км из 278 км канала должны пройти по озеру Никарагуа, главному источнику пресной воды в республике и крупнейшему подобному водоему в Латинской Америке. Те, кто видел, в каком состоянии находится Панамская бухта «благодаря» аналогичному объекту, могут представить себе, чем обернется реализация никарагуанского проекта для озерной экосистемы и этой аграрной страны в целом.

«В Китае живут 1,3 млрд человек, и, если все они скинутся по 10 сентаво, мы решим эту проблему»

Шестого ноября этого года HKND все же представила соответствующее исследование, подготовленное британской компанией Environmental Resources Management (ERM). Однако в ходе прошедшей две недели спустя в Манагуа под эгидой Никарагуанской академии наук международной встречи, в которой приняли участие биологи, гидрологи и инженеры из университетов США и стран Евросоюза, эксперты пришли к выводу, что доклад ERM является поверхностным, не соответствующим международным стандартам и не отражает реальных экологических рисков, связанных с постройкой канала.