Мужчина читает газету в метро. Пхеньян.

Мужчина читает газету в метро. Пхеньян.

REUTERS / Damir Sagolj

В Северной Корее, как известно, интернет запрещен, а за прослушивание иностранного радио и других СМИ полагается тюремный срок – до двух лет каторги; а в случае, если обвиняемый слушал подрывные передачи от пяти и более раз, то до пяти лет лагерей. Информацию северные корейцы должны черпать исключительно из государственных СМИ, а с учетом того, что в КНДР большие проблемы с электричеством, особую роль в этом играют СМИ печатные – в первую очередь газеты.

Главной газетой страны, безусловно, является официальный орган ЦК Трудовой партии Кореи «Нодон синмун». Ее место и роль в северокорейской политике куда больше, чем у всех остальных газет, вместе взятых, поэтому большую часть этой статьи разумно будет посвятить именно ей.

Главная газета страны

Первый выпуск «Нодон синмун» вышел 1 ноября 1945 года. Тогда она называлась «Чонно» – в переводе с корейского «Правильный путь»; была она официальным органом Северокорейского оргбюро Коммунистической партии Кореи и выходила раз в неделю. Ким Ир Сен, к слову, был впервые упомянут только во втором номере, 7-го числа; выпуск, понятное дело, был посвящен Октябрьской революции.

После создания в 1946 году Трудовой партии Кореи газета сменила свое название на «Нодон синмун», которое носит и по сей день. В переводе с корейского это означает «Рабочая газета». Стоит заметить, впрочем, что в северном варианте корейского языка ее название произносится как «Родон синмун», а «Нодон» – эта старая произносительная норма, которой уже почти никто не следует, кроме разве что северокорейских дикторов старой школы.

По сравнению с «Нодон синмун» сталинская «Правда» ощущалась даже не как глоток свежего воздуха в душной комнате, а как внезапное прозрение

С оформлением основных правящих институтов Северной Кореи «Нодон синмун» заняла свое место корейского аналога «Правды» – то есть вестника партийного руководства. Газета дважды меняла дизайн, и оба раза в 1956 году. Неизвестно, случайное это совпадение или нет, но первая смена дизайна состоялась после XX съезда КПСС, когда казалось, что Северная Корея тоже вот-вот начнет декимирсенизацию по советскому образцу; а вторая смена произошла после поражения внутрипартийной оппозиции на августовском пленуме ЦК, когда стало ясно, что перемен в стране не будет.