EPA / YNA
Седьмого декабря французская транспортная судоходная компания CMA CGM (обслуживает грузовой флот из 390 судов) объявила о покупке сингапурского перевозчика Neptune Orient Lines (145 судов) за $2,4 млрд. В случае одобрения со стороны антимонопольных регуляторов США, ЕС и Китая эта сделка станет крупнейшей в сфере контейнерных перевозок за последние 10 лет – с тех пор, как в 2005 году лидер отрасли Maersk Line (обслуживает флот из 600 судов) приобрел британо-датскую P&O Nedlloyd за $3 млрд.
Вместе с тем на сегодняшний день сам судоходный сектор переживает кризис – во многом с помощью слияний компании и пытаются избежать банкротства, которое уже постигло такие перевозчики, как Genco и Eagle Bulk (США) и Daiichi Chuo Kisen Kaisha (Япония). Несмотря на то что на долю морских перевозок приходится 62% мирового грузооборота, замедление китайской экономики нанесло серьезный удар по судоходству. Ведь именно повышенный спрос Китая на сырье в прошлом десятилетии вызвал бум в мировой индустрии морских перевозок, в первую очередь контейнерных.
Контейнеры, несмотря на свою кажущуюся простоту, – одна из основных инноваций XX века и мощнейший двигатель глобализации. Изобретателем нового способа перевозки считается американец Малкольм Маклин, который в середине 1950-х годов создал из старого танкера прототип современного контейнеровоза. И если до нововведения Маклина ручная загрузка одной тонны груза стоила $5,86, использование контейнеров сократило эти затраты в 36 раз – до 16 центов за тонну. В одном из исследований говорилось, что за первые пять лет активного использования контейнерных перевозок торговля между 22 ключевыми промышленными странами выросла на 320%, а за последующие 20 лет – еще на 790%. Это существенно превосходит эффект от заключения двухсторонних торговых соглашений – они подтолкнули торговлю всего на 45% за 20 лет.
С бурным ростом китайской экономики в последнее десятилетие было связано и появление все больших по размерам грузовых судов – современные контейнеровозы, как правило, в полтора раза длиннее и в два раза шире «Титаника», а их тоннаж превышает водоизмещение знаменитого лайнера в 3–3,5 раза. Slon Magazine решил посмотреть на наиболее внушительные грузовые суда современности.
EPA / Dirk Waem
EPA / Markus Scholz
Bloomberg via Getty Images / David Paul Morris
Getty Images / Patrick Lux
TASS / Abaca Press / Philippe Laurenson
EPA / ERP Port Authority
Newscom / Kyodo
Newscom / FeatureChina / Yu Fangping