Контейнеровоз Alexander компании CMA-CGM. Грузоподъемность 175 тысяч тонн, вмещает 16 тысяч контейнеров

Контейнеровоз Alexander компании CMA-CGM. Грузоподъемность 175 тысяч тонн, вмещает 16 тысяч контейнеров

EPA / YNA

Седьмого декабря французская транспортная судоходная компания CMA CGM (обслуживает грузовой флот из 390 судов) объявила о покупке сингапурского перевозчика Neptune Orient Lines (145 судов) за $2,4 млрд. В случае одобрения со стороны антимонопольных регуляторов США, ЕС и Китая эта сделка станет крупнейшей в сфере контейнерных перевозок за последние 10 лет – с тех пор, как в 2005 году лидер отрасли Maersk Line (обслуживает флот из 600 судов) приобрел британо-датскую P&O Nedlloyd за $3 млрд.

Вместе с тем на сегодняшний день сам судоходный сектор переживает кризис – во многом с помощью слияний компании и пытаются избежать банкротства, которое уже постигло такие перевозчики, как Genco и Eagle Bulk (США) и Daiichi Chuo Kisen Kaisha (Япония). Несмотря на то что на долю морских перевозок приходится 62% мирового грузооборота, замедление китайской экономики нанесло серьезный удар по судоходству. Ведь именно повышенный спрос Китая на сырье в прошлом десятилетии вызвал бум в мировой индустрии морских перевозок, в первую очередь контейнерных.

Контейнеры, несмотря на свою кажущуюся простоту, – одна из основных инноваций XX века и мощнейший двигатель глобализации. Изобретателем нового способа перевозки считается американец Малкольм Маклин, который в середине 1950-х годов создал из старого танкера прототип современного контейнеровоза. И если до нововведения Маклина ручная загрузка одной тонны груза стоила $5,86, использование контейнеров сократило эти затраты в 36 раз – до 16 центов за тонну. В одном из исследований говорилось, что за первые пять лет активного использования контейнерных перевозок торговля между 22 ключевыми промышленными странами выросла на 320%, а за последующие 20 лет – еще на 790%. Это существенно превосходит эффект от заключения двухсторонних торговых соглашений – они подтолкнули торговлю всего на 45% за 20 лет.

С бурным ростом китайской экономики в последнее десятилетие было связано и появление все больших по размерам грузовых судов – современные контейнеровозы, как правило, в полтора раза длиннее и в два раза шире «Титаника», а их тоннаж превышает водоизмещение знаменитого лайнера в 3–3,5 раза. Slon Magazine решил посмотреть на наиболее внушительные грузовые суда современности.

Вид с высоты птичьего полета на контейнеровоз MSC Beatrice (вмещает 13,7 тысячи контейнеров), один из крупнейших судов данного типа, входящий в порт Антверпена. Апрель, 2009.

EPA / Dirk Waem

Судно MSC Zoe, крупнейший контейнеровоз в мире (вмещает 19,2 тысячи контейнеров), входит в порт Гамбурга, завершая свой первый рейс. Август, 2015.

EPA / Markus Scholz

Судно MSC Fabiola, крупнейший контейнеровоз, когда-либо посещавший Сан-Франциско, проходит под мостом Сан-Франциско – Окленд-Бэй-бридж. Март, 2012. Судно принадлежит базирующейся в Швейцарии компании Mediterranean Shipping Co. SA. Длина судна около 400 метров, оно может перевозить 12 тысяч контейнеров общим весом 166 тысяч тонн.

Bloomberg via Getty Images / David Paul Morris

Контейнеровоз Marco Polo, пришвартованный в порту Гамбурга. На момент съемки (декабрь 2012 года) это судно было крупнейшим контейнеровозом в мире. Ширина – 54 метра, длина – 396 метров. Marco Polo эксплуатируется французским оператором из Марселя CMA CGM. До 2013 года судно могло перевозить 16 тысяч контейнеров, но после модернизации его вместимость была увеличена до 18 тысяч.

Getty Images / Patrick Lux

Контейнеровоз Jules Verne (вмещает 16 тысяч контейнеров), также эксплуатируемый CMA CGM, на праздновании 35-летия этой компании в Марселе. Июнь, 2013.

TASS / Abaca Press / Philippe Laurenson

Контейнеровоз Edith Maersk (вмещает 15,5 тысячи контейнеров) оператора грузовых перевозок Maersk Line в доках Антверпена. Январь, 2012. Этот бельгийский город стал вторым после Роттердама европейским портом, способным принять судно такого размера.

EPA / ERP Port Authority

Зарегистрированный в Дании контейнеровоз Marstal Maersk, грузоподъемностью 194 тысячи тонн (18,3 тысячи контейнеров), покидает порт Йокогамы, совершая свое первое плавание. Май, 2014.

Newscom / Kyodo

Контейнеровоз CSCL Globe в порту Циндао во время своего первого коммерческого рейса между Китаем и Европой. Декабрь, 2014. Месяцем ранее это судно длиной 400 метров (вмещает 19,1 тысячи контейнеров) было передано оператору China Shipping Container Lines компанией Hyndai Heavy Industries.

Newscom / FeatureChina / Yu Fangping