Getty Images / Anadolu Agency / Ali Ihsan Ozturk
Инцидент с российским десантным кораблем «Цезарь Куников», на котором российский военнослужащий, проходя Босфор, направлял свой ПЗРК то на европейский, то на азиатский берег, что вызвало протесты турецкого МИДа, заставляет задуматься о значении проливов для причерноморских стран, да и не только для них.
Борьба за Босфор и Дарданеллы – особый исторический сюжет истории русско-турецких отношений XVIII – начала XX веков. Казалось бы, он отошел в прошлое, однако неожиданным образом всплыл в наши дни.
Ученые утверждают, что пролив из Черного моря в Мраморное возник совсем недавно, по историческим меркам, – буквально за пару-тройку тысячелетий до строительства египетских пирамид. До этого Черное море было замкнутым, наподобие Каспийского, и являлось пресноводным, как Байкал, или по крайней мере сильно опресненным. После таяния ледников поднявшиеся воды из Средиземного моря пробили проход к Черному, в которое хлынули соленые морские воды, убившие его уникальную фауну, но принесшие с собой дельфинов.
Это с глубокой древности обуславливало стратегическое значение проливов – тому, кто владел ими, ничего не стоило отсечь Черное море, закупорив его
Вообще, система Босфора и Дарданелл представляет собой неповторимое геологическое и географическое явление. На Земле нет другого примера соединения столь крупного водного бассейна с Мировым океаном посредством столь узких проливов. Напомним, что Босфор представляет собой узкий поток шириной с Волгу. В самом узком его месте расстояние от Азии до Европы равно всего лишь семистам метрам.
Это с глубокой древности обуславливало стратегическое значение проливов – тому, кто владел их берегами, ничего не стоило перекрыть их и тем самым отсечь Черное море, закупорив его. Неслучайно римский император Константин перенес столицу империи в город Византий на Босфоре, которому впоследствии дал свое имя – Константинополь. Из этого места было удобно контролировать торговые пути с севера на юг и с запада на восток. И во многом благодаря своему исключительно выгодному положению город стремительно разросся. (В XIX–XX веках аналогичным образом вырос Сингапур у входа в Малаккский пролив.)