Фото из личного архива
Украинский предприниматель Дмитрий Сергеев, создавший в свое время (а позже продавший) известный файлхостинг DepositFiles, пять лет назад запустил сервис с похожим названием – DepositPhotos. Это то, что на технологическом жаргоне называется «микросток», библиотека дешевых фотографий, которые можно использовать для создания сайтов и презентационных материалов в бизнесе.
Это бизнес, который возник на абсолютно новом явлении – буме цифровой фотографии. Еще в 2000 году количество фотографий (как цифровых, так и аналоговых), сделанных во всем мире, составляло всего 86 млрд штук в год. К 2012 году эта цифра благодаря распространению смартфонов и недорогих цифровых камер выросла до 380 млрд. По одной из оценок, в 2015 году мир перешагнет порог триллион фотографий в год. В ситуации, когда такое количество иллюстраций уже хранится на серверах и картах памяти, выигрывает не тот, кто сделает новый и самый красивый снимок, а тот, кто лучше других (и желательно – автоматически) сумеет наладить отбор фотографий и организовать поиск по ним. Технологические компании вроде американской ShutterStock потеснили традиционные фотоагентства, десятилетиями продававшие иллюстрации. DepositPhotos рассчитывает на свою долю мирового рынка – в первую очередь в России и других развивающихся странах.
С момента основания стартап привлек $2 млн инвестиций от венчурного фонда TMT Investments, вырос до компании со штатом более ста человек с разработкой в Киеве, офисами в США и Европе и с продажами по всему миру. Сегодня стало известно, что компания получила еще $5 млн от Европейского банка реконструкции и развития. Slon Magazine поговорил с Сергеевым о его бизнесе.
– Как сейчас себя чувствует рынок онлайн-стоков?
– Вообще, модель микростока пришла в мир, когда умные ребята (фотографы-посредники, основатели Shutterstock или Istockphoto, идут споры) захотели дать предпринимателям, которые хотят иллюстрировать свои бизнес-идеи, профессиональный визуальный контент максимального качества и по минимальной цене.
Если раньше, например, чтобы получить хороший бэкграунд к юбилейному календарю, нужно было организовать профессиональную фотосессию, ты платил около $1000, то сегодня фото того же качества может стоить $5–50. И можно не переживать – ты почти никогда не пересечешься с кем-то, кто хочет поставить этот же фон на свой календарь. Математически вероятность купить то же самое в том же месте очень низка.
Во многом этой ситуацией мы обязаны повальному увлечению цифровой фотографией, начавшемуся в 2000-х, с появлением качественных и доступных камер. Каждый начал мнить себя фотографом. Тогда-то и произошло удешевление стоимости изображения на рынке в 50 раз.
Сейчас базы микростоков стали огромные. В среднем каждый файл скачивают только дважды, изображение становится фактически эксклюзивным для покупателя. Рынок онлайн-продаж фото оценивается в $2 млрд, он растет на 20% ежегодно. И каждый микросток пытается видоизменять первоначальную идею, брошенную в основу роста этого рынка. Цель каждого – стать быстрее, удобнее, дать возможность эффективнее искать по базе.
– Насколько вам удается конкурировать? Getty, Corbis, Shutterstock, уже вышедший на биржу, и Fotolia, купленный Adobe, – все эти имена звучат на форумах фотографов и потенциальных покупателей стоковых фото.
– У нас в базе сейчас почти 40 млн изображений (31 млн – это фотографии, 7 млн – векторные изображения, 1 млн – видеофайлы). Мы работаем в 192 странах и оттуда же получаем контент. Примерно 50 тысяч поставщиков со всего мира ежедневно заливают к нам примерно 80 тысяч новых файлов. Около 1,5 млн из них ежемесячно проходят проверку. Таким образом, база растет на 15–18 млн новых файлов в год.
Мы, конечно, хорошо понимаем расстановку сил на рынке. И наш фокус – это развивающиеся рынки: Россия и СНГ, Бразилия, Турция, Восточная Европа, где бренд наших больших конкурентов не имеет значения, а продукт и его качество решают все. Мы даем покупателям именно в этих странах инструмент, который позволит им найти то, что они хотят, и сделать это быстро – и это то самое главное, чем мы отличаемся от других. Попробуйте поискать березки на русском у нас и у Shutterstock. И так по многим запросам. (Мы проверили – преимущество у DepositPhotos действительно есть, если забивать в поиск «березка», «Снегурочка», «каравай» или «матрешка». – Slon.)
Мы были амбициозными дилетантами. И нам повезло
Наша экономика очень сильно завязана на то, чтобы сохранить клиента с нами как можно дольше и увеличить его активность. Весь наш маркетинг крутится вокруг этого. И мы видим, как растет чек клиентов. На начало 2013 года чек был $50, через полгода мы увеличили его до $55; в 2015 году мы смогли добиться большей динамики – чек новых пользователей мы за те же полгода увеличили с $50 уже до $67. Прирост новых клиентов с начала 2015 года на 60% больше, чем привлеченных в 2014 году.
– Кто в основном покупает фото через микростоки? Меняется ли портрет покупателя?
– По-прежнему малый и средний бизнес. От мелких дизайнеров-фрилансеров, веб-мастеров до рестораторов, издательств, рекламных агентств и медиа.
В прошлом году сотня компаний, наших партнеров, купили изображений на $10 тысяч, в этом эти же компании тратят на фото в 3–4 раза больше. Средний чек у нас вырос (сейчас он около $100), к отбору фото стали подходить серьезнее. Ежемесячно у сайта 10 млн посетителей, 40% трафика генерируют постоянные клиенты (мы считаем такими тех, кто делает больше одной покупки в месяц).
– Все удивляются, что вам вообще удалось войти и закрепиться на рынке с классической моделью микростока, что проект выжил в конкурентной среде.
– Я сейчас скажу, может быть, не очень правильную вещь, но мы особо не задумывались над тем, куда мы входим.