Что происходит с сознанием человека после клинической смерти? Почему истории людей, прошедших через околосмертное состояние, так похожи друг на друга: отрыв от тела, яркий свет, тоннель и др.? До поры до времени эти вопросы обсуждались в бульварной прессе и на телеканалах, посвященных магам и экстрасенсам. Но теперь околосмертное состояние – предмет исследования серьезных ученых. Старший редактор издания Quartz Гидеон Личфилд разобрался в состоянии дел и написал для журнала Atlantic подробнейшую статью.
© 2015 The Atlantic Media Co., as first published in The Atlantic Magazine. All rights reserved. Distributed by Tribune Content Agency
***
В последнее время околосмертные переживания не обсуждает только ленивый. Вышедший в 2014 году фильм под названием «Небеса реальны», о мальчике, рассказывающем своим родителям о том, как он посетил рай, пока ему делали операцию, собрал в США солидные $91 млн. Книга, вышедшая в 2010 году и ставшая основой для фильма, продалась тиражом 10 млн экземпляров и провела 206 недель в списке бестселлеров газеты New York Times. Еще две недавно вышедшие книги, написанные врачами, – «Доказательство рая» Эбена Александера, рассказавшего о своем околосмертном опыте во время недельной комы, вызванной менингитом, и «В рай и обратно» Мэри Нил, чье околосмертное переживание произошло, когда она тонула в реке, вывалившись из байдарки, – провели в списке бестселлеров 94 и 36 недель соответственно. (Герой книги «Мальчик, вернувшийся из рая», изданной в 2010 году, недавно признался, что все это придумал.)
Истории, рассказанные в этих книгах, похожи на истории, рассказанные в десятках, если не сотнях книг и в тысячах интервью, взятых за последние несколько десятилетий у «переживших», как они сами себя называют. Хотя описания и частности меняются от страны к стране, общий смысл их опыта поразительно схож. Лучше всего околосмертные переживания изучены на Западе. Во многих из рассказов повествуется об ощущении полета вверх и разглядывании места вокруг бессознательного тела пациента; о времени, проведенном в прекрасном потустороннем мире; о встречах с духовными существами (некоторые называют их ангелами) и о полном любви присутствии, которое некоторые называют Богом; о встречах с давно потерянными родственниками или друзьями; о воспоминаниях о своей жизни; об ощущении связности со всем мирозданием и ощущении всепобеждающей божественной любви; и, наконец, о том, как их позвали из волшебного мира обратно, в свое тело. Многие пережившие рассказывают, что их опыт не был похож на сон или галлюцинацию, а был, как они часто описывают это, «более реален, чем реальная жизнь». Это переживание в корне меняет людей, и им обычно сложно вписаться обратно в обычную жизнь. Некоторые радикально меняют карьеру или уходят от своих супругов.
С течением времени объем публикуемой научной литературы, пытающейся объяснить околосмертные переживания физическими изменениями, происходящими в напряженном или умирающем мозгу, также вырос. Среди предполагаемых причин упоминают недостаток кислорода, недоброкачественную анестезию и нейрохимические реакции организма на травму. Пережившие отметают эти объяснения как недостаточные. Они утверждают, что медицинские показания, при которых происходят околосмертные переживания, слишком разнообразны, чтобы они могли объяснить столь широко распространенный и единообразный феномен.
В новых книгах врачей Сэма Парниа и Пима ван Ломмеля описаны опубликованные в рецензируемых научных журналах исследования, цель которых – определить, что происходит во время околосмертных переживаний в контролируемых экспериментальных условиях. Парниа и его коллеги опубликовали результаты последнего подобного исследования, в котором приняли участие более двух тысяч переживших остановку сердца пациентов, в октябре 2014 года. Недавние книги, опубликованные врачами Мэри Нил и Эбеном Александером и рассказывающие о пережитом ими соприкосновении со смертью, придали духовному взгляду на подобные переживания новое ощущение внешней респектабельности. За несколько лет до своего околосмертного переживания Мэри Нил была главой отделения спинальной хирургии в Университете Южной Калифорнии (сегодня у нее частная практика). Эбен Александер был нейрохирургом, преподававшим и практиковавшим в нескольких престижных больницах и медицинских школах, включая больницу Brigham and Women’s и Гарвардскую медицинскую школу в Бостоне.
Именно Александер по-настоящему поднял научные ставки. Он изучил свою собственную медицинскую документацию и пришел к выводу, что в момент своего околосмертного переживания был в такой глубокой коме, а его мозг был настолько полностью выключен, что единственный способ объяснить то, что он пережил и видел, это признать, что его душа по-настоящему оторвалась от его тела и отправилась в другой мир и что ангелы, Бог и загробная жизнь реальней реального.
Александер не публиковал свои медицинские заключения о себе самом ни в одном из рецензируемых научных журналов, а опубликованное в 2013 году в журнале Esquire журналистское расследование поставило под вопрос несколько пунктов его рассказа, в частности ключевое заявление о том, что его опыт был пережит в тот момент, когда его мозг был не способен к какой-либо активности. Для скептиков история Александера и недавнее отречение «Мальчика, вернувшегося из рая» – лишь дополнительные доказательства того, что околосмертные переживания стоят в одном ряду с похищениями инопланетянами, экстрасенсорными способностями и привидениями в роли корма для шарлатанов, желающих одурачить невежд и людей, легко поддающихся внушению.
После операции Рейнольдс сообщила о мощном околосмертном переживании, включавшем в себя выход из тела, и безошибочно вспомнила несколько подробностей
Однако даже эти скептики редко обвиняют переживших в том, что те взяли свои истории с потолка. Хотя некоторые из рассказов и могут быть выдумкой, а большинство из них при пересказе приукрашиваются, их число так велико и переживания эти столь хорошо задокументированы, что просто сбросить их со счетов невозможно. Сложно и игнорировать рассказы уважаемых врачей, которым нужно заботиться о своей профессиональной репутации. Даже если загробной жизни не существует, ощущения людей, верящих, что побывали в ней, более чем реальны.
Есть в околосмертных переживаниях нечто, что делает их интригующими с научной точки зрения. В то время как надеяться на похищение инопланетянами или визит привидения ровно в тот момент, когда у тебя готовы все инструменты для записи, невозможно, множество околосмертных переживаний происходят в тот момент, когда человек окружен арсеналом инструментов, предназначенных для измерения в нашем организме всего, до чего додумалась человеческая изобретательность.
Более того, по мере того как медицина становится все более совершенной, она возвращает людей к жизни из все более пограничных состояний. Все это означает, что околосмертные переживания являются, пожалуй, единственным духовным переживанием, которое мы можем изучить по-настоящему основательно и по-научному. Это означает, что околосмертный опыт – наше средство для проверки давней веры человека в то, что мы больше, чем просто мясо. И это означает, что околосмертные переживания – это линза, через которую мы можем всмотреться в работу самосознания, наличие которого является одной из величайших тайн человеческого существования, даже для самого непоколебимого материалиста.
Все это лишь предисловие, объясняющее, как произошло, что летом 2014 года я обнаружил себя в городе Ньюпорт-Бич, Калифорния, на ежегодной конференции Международной ассоциации изучения околосмертного опыта (International Association for Near-Death Studies/IANDS), имеющей формальный статус с 1981 года. Я хотел понять: что заставляет человека поверить в то, что он по-настоящему видел загробную жизнь? Почему загробная жизнь одного человека так похожа на загробную жизнь многих других? И может ли наука разобраться в происходящем?
Съезд переживших
Конференция проходила в радостной, компанейской атмосфере встречи выпускников: было очевидно, что многие знакомы друг с другом уже годы. Участники были помечены разноцветными лентами с надписями вроде ДОКЛАДЧИК, УЧАСТНИК ДИСКУССИИ, ДОБРОВОЛЕЦ, а у переживших соприкосновение со смертью было написано ПЕРЕЖИВШИЙ. В программе были дискуссии и семинары на любые темы – от «Чему околосмертные переживания могут научить медицинскую нейробиологию» до «Священный танец геометрии: создание вихря для открытия божественному» и «Групповая регрессия прошлой жизни».